вторник, 6 октября 2009 г.

Первые впечатления о Panasonic DMC-FX40

Я получил эту мыльницу за победу в фотоконкурсе. Не совсем понимая, что мне делать с этой мелюзгой, я крутил её в руках и, надо сказать, постепенно проникался некоторым уважением к этой добротно сделанной изящной вещице. По-возможности я что-то ей снимал, пробуя столь непривычные для себя автоматические режимы и сюжетные программы. Так что, не знаю, будут ли у меня какие-то вторые впечатления от этой камеры, но первыми, не претендуя на детальный обзор, я готов поделиться.

Итак, мне пока не довелось снимать этим панасоником людей, какие-то обычные вещи, пейзажи и виды в хорошую погоду при хорошем свете. Я уверен, что в таких ситуациях данная камера поведёт себя великолепно. Оптический стабилизатор, распознавание лиц, интеллектуальная экспозиция и другие технологии Panasonic замечательно отработают, успешно решив все характерные для аппаратов такого класса задачи. Лучше подвергнем её более экстремальным испытаниям.

Макро.

На самом деле, характерное для всех компактных моделей макро на широком угле никакого особого интереса не представляет, кроме, может быть, предметной съёмки, когда можно подсунуть любой нужный фон. В реальной жизни на заднем плане будет отчётливо отображаться колоссальных размеров пространство, причём практически не размытое. При этом расстояние до объекта от передней линзы будет какое-то совсем крохотное, что далеко не всегда допустимо. Так что такой макрорежим я даже не рассматриваю.

Однако, в Panasonic DMC-FX40 предусмотрено макро с зумом до 3х (примерно 75мм ЭФР). Вот это уже интересно. Больше расстояние до объекта, сильнее размытие, уже угол - меньше попадает в кадр лишнего - приятнее фон. Но, увы, зум этот цифровой, так что качество картинки (детализация) очень слабое. Фактически, это кроп из центральной части кадра с интерполяцией до обычных 12Мп. Не исключено, что это даст лучший результат, чем просто вырезать соответствующий кусок из jpeg-а, полученного в обычном широкоугольном макро-режиме.

Тем не менее, режим вполне рабочий, если не претендовать на слишком высокое качество и размер картинки. ГРИП очень большая, но поскольку размытие фона довольно приятное, сильного зрительного дискомфорта это не вызывает. Просто надо внимательно следить за тем, что попадает на задний план. Скорость фокусировки в этом режиме меня не впечатлила, цепкость тоже: аппарат часто наводится на фоновые объекты, если они заметно более контрастные. Но пользоваться вполне можно, особенно, если нет другого выхода: ведь макролинзу нацепить просто не на что. Ну а чтобы не быть голословным, вот пара примеров:





Не трудно догадаться, что оба кадра выложены без какой либо обработки. Только ресайз в 2 присеста с повышением резкости.

Закаты.

Когда снимаешь закат, наиболее яркая часть неба наверняка попадает в кадр. Именно в этом заключается кардинальное отличие от съёмки архитектуры и городского пейзажа в режимное время, когда уже темнеющий небосвод выступает великолепным фоном (к этому мы ещё вернёмся). ДД сцены такой, что снимать камерой, у которой ДД, по ощущениям, порядка 7-8 стопов просто бесполезно. Требуется применение техники HDR.

Функция автоматического брекетинга данной модели вполне ожидаемо обеспечивает лишь 3 кадра с разницей максимум в 1 стоп. В принципе, этим можно ограничиться, если удачно подгадать экспозицию "нормального" кадра. Кадры с коррекцией в -1 и +1 стоп дадут почти то что нужно, особенно, если их потом дополнительно чуток затемнить и осветлить соответственно, аккуратно работая кривыми. Но пересвеченный небольшой участок неба и недостаточно хорошо проработанные тени всё же никуда не денутся. Желательно иметь 5 кадров через 1 стоп в диапазоне -2...+2 стопа. В принципе, это легко осуществить вручную, т.к. диапазон экспокоррекции составляет как раз эти самые -2...+2 стопа, но тут катастрофически необходим штатив, которого у меня с собой в момент съёмки не было и его функцию не слишком успешно выполнял забор.



Кроме собственно HDR методом маскирования, тут был повышен общий контраст и отдельные тона неба из наиболее тёмного кадра и слегка подтянуты тени из наиболее светлого, дабы скомпенсировать издержки наложения слоёв и максимально приблизить картинку к наблюдаемой реально.

Чтобы гарантированно избежать увеличения чувствительности выше ISO80 и достижения естественной цветопередачи, я использовал режим "Ночной пейзаж". В принципе, режим "Закат" тоже можно попробовать, но это уже в следующий раз.

Так как небо довольно светлое, выдержка при такого рода съёмке редко превышает 1/10 секунды. Это означает, что темновой кадр, скорее всего, не вычитается, а горячие пиксели уже начинают проявляться. Только этим я могу объяснить жуткую кашу, "сваренную" шумодавом в тенях. Тем не менее, то качество картинки, которое в итоге получилось, вполне можно признать удовлетворительным, т.е. на твёрдую тройку, что для данного класса камер уже очень не плохо. А если всё сделать более тщательно, то можно ожидать и более качественного результата.

Съёмка в режимное и более позднее время освещённых объектов архитектуры.

Что меня сразу и довольно сильно впечатлило, так это отличная цветопередача на автомате ББ. Смотришь на то, что снимаешь, потом на результат при кратковременном показе - одно и то же. Просто чудо.

Картинка на экране достаточно яркая для комфортного кадрирования и хорошо видна даже под довольно большим углом. В частности, съёмка с уровня земли не вызывает заметных затруднений. Хотя, конечно, поворотный экран был бы ещё удобнее.

Режим "Ночной пейзаж" работает абсолютно так, как требуется. Фокусируется правильно, экспозицию устанавливает очень грамотно. Тут только чрезвычайно важно обеспечить некоторую минимальную устойчивость камеры, потому что иначе FX40 решит, что вы снимаете с рук и ограничит выдержку согласно соответствующей настройке, которая не может превышать 1/2 секунды, задрав ISO до совершенно безобразного значения.

Итак, если аппарат установлен на штативе, то он мудро ставит минимальное ISO, отрабатывает брекетинг из 3-х кадров и вычитает темновой кадр там где положено. Двухсекундная задержка спуска, кстати, очень помогает при съёмке со штатива, так как никакого тросика или пульта дистанционного управления, разумеется, для данной модели не предусмотрено. Далее остаётся только провести простейшую HDR-обработку, если это вообще требуется. Например, как здесь:







Шумы очень умеренные. Небо получается чистым, если не очень тёмное. Небольшой шум заметен только на облаках. Скорее всего, это заслуга технологии вычитания темнового кадра.

Маленькая матрица даёт заметное преимущество по глубине резкости. В результате можно спокойно снимать пейзаж, где всё резко, на f2.8 при минимальной чувствительности и выдержка при этом не уходит в многие секунды, а то и десятки секунд. Это хорошо, т.к. выдержка порядка 1 секунды даёт возможность получить много интересных эффектов, особенно по части бликов на неспокойной воде:



Это не HDR, а один кадр и выложен он без всякой обработки. Как и в случае с макро, только ресайз и повышение резкости.

И надо сказать, что, в отличие от макро-примеров и примера с закатом, качество снимка остаётся очень приличным даже при разрешении где-то примерно до 3Мп. Совершенно спокойно можно смотреть на весь экран или печатать в формате А4.

Вот такие пироги...

Комментариев нет:

Отправить комментарий