воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Год с системой

Как-то незаметно прошел целый год с того момента, когда я купил Lumix G1 - первый фотоаппарат системы микро-4/3. И мой и Панасоника. Сам аппарат уже давно продан и сейчас у меня GF1, но с совершенно замечательным китовым объективом от G1 я расстаться всё таки не смог и он единственный теперь напоминает о тех славных деньках. Однако, год - это немалый промежуток времени и многое с тех пор изменилось.

Сразу хочу оговориться, что все мои оценки и домыслы, изложенные ниже, не претендуют на истину в последней инстанции, поэтому когда, например, я пишу, что такая-то фирма что-то делает не правильно или начала отклоняться в развитии своей системы куда-то не туда, то это не более, чем моё личное, пристрастное отношение к чему-то, что не соответствует моим потребностям и желаниям.

Начнём с того, что микро43 теперь не единственная беззеркальная система. Конкурентов на сегодня двое. И оба они, как и Панасоник, - электронные гиганты. Это говорит о том, что мир фототехники меняется на наших глазах. На смену "динозаврам" идут более рационально устроенные обитатели фотомира. И хотя период их сосуществования, несомненно, продлится ещё долго, перспектива уже вполне ясна.

Что было

Через примерно полтора года после дебюта Lumix G1 свет увидела похожая камера от давнишнего конкурента - южнокорейского Самсунга. Его NX-10 можно охарактеризовать как более примитивную версию Lumix G1. Неподвижный экран, более слабый видоискатель, очень маленькое увеличение при ручной фокусировке и ещё множество упрощений должны были, казалось бы, навсегда оставить этот аппарат в тени конкурента, однако Самсунг добавил туда пару очень "вкусных изюминок": матрицу формата APS-C и возможность записи видео. И хотя матрица оказалась не очень удачной по шумам и динамическому диапазону, а видео не блистало качеством, этого хватило, чтобы на камеру обратили внимание.

К тому же Самсунг без особого смущения использовал опыт Панасоника не только в дизайне тушки, но и в выборе линейки оптики. Он практически разом выдал набор из трёх объективов, аналогичных наиболее удачным и широко распространившимся в системе микро43. При этом цены на всю технику Самсунг назначил заметно более низкие, чем Панасоник. Особенно это проявилось в России, так как Панасоник продаёт у нас аппаратуру по европейским ценам, да ещё и с какими-то накрутками, а Самсунг - по американским. В результате, на некоторые аналогичные изделия установилась двукратная разница в цене.

Однако все эти усилия оказались тщетными. Даже в России Самсунгу не удалось сколько нибудь существенно потеснить микро43, уж не говоря об осуществлении амбициозных планов завладеть 50% рынка беззеркальных систем.

Но не будем ставить однозначный крест на системе NX. Недавно Самсунг выпустил в дополнение к "зеркалкоподобной" NX10 камеру NX100 в компактном корпусе, сравнимом по размерам с панасониковской GF1. Вместе с новым аппаратом были представлены и два довольно удачных объектива, соответствующих этой концепции компактности. Хотя технически NX100 не стала революционной новинкой и практически полностью была создана на базе NX10, ряд небольших но удачных нововведений в области эргономики и пользовательского интерфейса вызвал большой интерес к этой камере, а низкая цена сделала её беспрецедентно доступной.

Вторая конкурирующая система, SONY NEX, появилась не намного позже самсунговской - весной этого года. Выступая в непривычной для себя роли догоняющего, Сони, на мой взгляд, допустила ряд ошибок как технического, так и концептуального характера. Вероятно, стремясь сделать камеру самой-самой,  Сони использовала рабочий отрезок ещё более короткий, чем даже в микро43, сделала корпуса двух своих новых камер невероятно маленькими, существенно сократив элементы управления и сделав настройку съёмочных параметров довольно неудобной, сложной и долгой. Разумеется, разместить встроенную вспышку в аппарате такого размера не удалось и покупателям было предложено довольно странное выносное решение.

Просчиталась Сони и с оптикой. Изначально было заявлено 2 объектива: ничем не примечательный, кроме блестящего металлического корпуса, тёмный зум 18-55 и сверхширокоугольный фикс-блинчик с ЭФР 24мм. Получился он не слишком светлым (f2.8) и крайне посредственным оптически. Он был настолько плох, что ушел на доработку и в продаже появился уже к концу лета, но так и не став радикально лучше. Осенью был представлен третий объектив - дорогой тёмный мегазум, оптимизированный для съёмки видео. Однако, так как у Сони нет пока аппаратов, аналогичных псевдозеркальным панасоникам G/GH серий и самсунговскому NX10, возможность использования столь большого и тяжелого объектива представляется сомнительной.

И тем не менее, система NEX имела ошеломительный успех. Обусловлен он был, конечно, вовсе не только мощным маркетинговым потенциалом фирмы Сони и демпинговыми ценами, но и рядом несомненных достоинств. В их числе отличная APS-C матрица и подвижный экран, способный поворачиваться вверх и вниз. Он, конечно, не полностью поворотный, как в панасониковских камерах G и GH серий, но зато тонкий. Ни одна из конкурирующих беззеркальных камер аналогичного форм-фактора ничем таким похвастаться не может.

А ещё короткий рабочий отрезок и достаточный диаметр байонета позволяют устанавливать через переходники практически любые объективы, что, впрочем, позволяет и микро43, но тут Сони выигрывает матрицей. Конструкция же самсунговского байонета, к сожалению, не позволяет сделать переходник на Leica-M (что, впрочем, не слишком большая потеря для широких масс средних фотолюбителей).

Ну а как обстоят дела у фирмы Панасоник? Дела обстоят хорошо, но не для всех (об этом позже). Итак, чем порадовал нас родоначальник беззеркалок? Весь модельный ряд всех уровней был обновлён в этом году. На смену G1 пришел G2, отличающийся наличием сенсорного экрана, функции съёмки видео и слегка улучшенной эргономикой. Ещё G2 получил новый китовый объектив, а замечательный 14-45 был снят с производства. Вероятно, Панасоник решил перестать выпендриваться и начал делать китовую оптику такую же паршивую, как и все остальные.

GH1 был заменен на GH2, который собрал всё лучшее, что было в GH1 и что появилось в G2. А ещё он получил новую матрицу, правда, кроме увеличенного почти в полтора раза числа пикселей, ничем особо не отличающуюся от предшествующей модели. Кроме того, вдвое возросла скорость фокусировки. Других существенных улучшений я разглядеть не смог, хотя разных приятных пустячков, вроде удвоения частоты кадров экрана и видоискателя, хватает.

И, наконец, самое интересное: недавно был объявлен преемник GF1. Вот тут появились уже концептуальные изменения.  GF2 получил новый корпус. Он стал меньше, в том числе и в толщину. В сочетании с новым широкоугольным блинчиком 14/2.5 он оказался чуть тоньше, чем Sony NEX со своим горе-блином и, таким образом, завоевал пальму первенства в битве за компактность (надолго ли?). За это пришлось заплатить колесом выбора режимов и несколькими полезными кнопками на задней панели. И ещё, вероятно под давлением Сони, Панасоник всё таки добавил FullHD видео в эту камеру, перенеся его, таким образом, в бюджетный сектор, что не может не радовать.

Складывается впечатление, что Панасоник решил подвинуть GF серию поближе к широким массам не слишком искушенных фотолюбителей. Об этом свидетельствует, как минимум то, что кроме колеса режимов и многих кнопок, камера лишилась ещё и разъёма для пульта дистанционного управления.

Что в итоге

Если бы я покупал беззеркальную систему сейчас, то сломал бы голову выбирая одну из этих трёх. Дело ещё осложняется тем, что ценовая политика в России у основных претендентов на покупку кардинально отличается. В результате, более продвинутая технически и более полная система микро-4/3 оказывается существенно менее доступной даже в самой бюджетной комплектации, не говоря уж об аппаратах и объективах высокого класса. Тут, как-то само собой получается, что Sony NEX выпадает из рассмотрения ввиду скудности самой системы и некоторых странностей и перекосов в концепции и дизайне.

Фактически, если отбросить самые высокозатратные изделия, Самсунг сейчас предлагает то же самое, что и Панасоник, только по цене в полтора-два раза дешевле, но, правда и заметно слабее технически. Это сложная дилемма, т.к., например, отсутствие встроенной вспышки в компактной модели NX100 или поворотного сенсорного экрана в NX10 остановит далеко не каждого. Проблема ещё и в том, что в ближайшие 2-3 месяца трудно ожидать каких-то новинок или хотя бы анонсов с обеих сторон. Однако, в более отдалённой перспективе мы можем столкнуться с интересными зигзагами в развитии каждой из систем.


Что будет

Поскольку я не гадалка и не предсказатель, буду писать только то, что уже официально озвучено фирмами-производителями. Ну, и не очень официально тоже. Итак, Сони: есть некий роадмап на оптику, причём достаточно разумный, но без нормальной тушки систему NEX это не спасёт. Разумеется, они всегда могут рассчитывать на армию любителей стильных гаджетов и поклонников лейковской дальномерочной оптики, для которых NEX - это замечательный дешевый цифрозадник, но этим дело в первом приближении и ограничится.

Самсунгу позарез нужна новая матрица. Работа над ней ведётся и, скорее всего, в следующем году мы увидим её плоды. Не будет ли слишком поздно? Думаю, нет, потому как Панасоник уже выдал всё что мог (правда, есть одна смутная надежда) и это "всё" хоть и не разочаровывает, но и не слишком впечатляет. На Олимпус в части камер также надежды мало. Во всяком случае, до сих пор он не выпустил ни одной сбалансированной, хорошо продуманной модели.

Планы по оптике у Самсунга также существуют и выглядят очень неплохо, но, как и в случае Сони, без новой камеры с новой матрицей это всё может оказаться впустую. Кроме того, Самсунгу, как и Панасонику, не хватает именно системности. Нужно расширять ассортимент различных аксессуаров и, главное, сделать их доступными. То есть, чтобы они продавались на каждом углу и не по заломным ценам. Причём, это в равной степени относится как к серьёзным изделиям, определяющим систему (объективы, вспышки) так и ко всякой мелочёвке, вроде батареек, пультов, светофильтров на редкие диаметры резьбы, чехлов, крышек и т.п.

Кроме того, им обоим нужно как-то более активно преподносить себя в роли производителей именно фототехники. Показывать, что их аппаратурой можно снимать не хуже, чем профессиональной (а это действительно так, пусть и с небольшими оговорками), активнее сотрудничать с фотосообществом как в интернете, так и в реальном мире. И если Панасоник ещё хоть как-то работает в этом направлении (несколько бессистемно и не слишком регулярно), то Самсунг - почти совсем никак. Есть люди, прагматично относящиеся к вопросам брендовости фотоаппаратуры (как ваш покорный слуга), но их меньшинство, стереотипы же остальных ещё ломать и ломать.

Но не будем отвлекаться. Следующие на очереди Панасоник и Олимпус. Поскольку Олимпус бессовестно (но разумно) бросил зеркальную систему 4/3, у него нет другого выхода, кроме как вприпрыжку развивать беззеркальное направление. Начинал он с откровенно убогих моделей как камер так и линз, но постепенно начал выдавать уже что-то более приличное. Пока это только оптика. Новый 9-18 вполне недурственен оптически, хотя до панасониковского 7-14 ему далеко как по качеству картинки, так и по светосиле. Зато он полегче, поменьше и чуть-чуть дешевле. Из последних разработок мне понравился телевичок 40-150. Несмотря на явно бюджетный конструктив, он неплох оптически, а по весу и размеру примерно вдвое легче и меньше люмикса 45-200. Это делает его вполне применимым на компактных тушках. Впрочем других у Олимпуса и нет, так что ничего удивительного.

В планах же на следующий год значатся два очень ожидаемых фикса: портретник-макрушник 50/2 и сверхширик на 12мм. Если они будут иметь достойное качество при разумной цене, то Олимпус имеет все шансы перещеголять Панасоника в части оптики. С аппаратами всё намного сложнее. Главная проблема заключается в том, что у Олимпуса нет своих матриц. На сегодня он полностью зависим от поставок Панасоника, который не спешит делиться самыми удачными моделями. Впрочем, Панасоник зажимает их и для своих собственных камер, ставя только в аппараты GH серии. Должен сказать, что бюджетная линейка панасониковских матриц обеспечивает очень хорошую цветопередачу и это один из моментов, удерживающих меня на данной системе. Зато по шумам и по динамическому диапазону (ДД) они проигрывают стоп-другой конкурентам и это может выйти боком уже в ближайшем будущем.

В общем и целом, положение Олимпуса незавидное. Совершенно очевидно, что разжиться матрицей формата 4/3 на стороне довольно проблематично, особенно, если речь идёт о матрице с хорошей поддержкой live view. Но, с другой стороны, наличие стабилизатора в аппарате позволяет Олимпусу иметь неплохую поддержку в рядах пользователей беззеркалок вообще и системы микро43 в частности. Тем не менее, только выпуск действительно новой, удобной, продуманной и хорошо сбалансированной камеры с какой-то особой и реально полезной фишкой позволит Олимпусу немного потянуть на себя одеяло внутри системы и успешно противостоять внешним конкурентам. Ещё один вариант Pen-а поклонники не простят.

Планы Панасоника довольно туманны, но общая тенденция уже прослеживается и имя ей 3D. Это очень в духе Панасоника: снять сливки и идти дальше. Подсечно-огневое земледелие какое-то. Вообще, трёхмерные фотографии - штука заманчивая. Будущее таких жанров, как трэвел-фото, семейный альбом, в какой-то части пейзаж и репортаж я вполне могу представить в таком формате. Проблема в том, что ресурсы-то ограничены и то, что вкладывается в 3D снимается с других направлений. В частности, полностью утихли разговоры про матрицу с электронным затвором, давным-давно анонсированные объективы 14/2.5 и 100-300/4-5.6 были выпущены только буквально на днях. К тому же, как и фишай, выпущенный летом, большого интереса не представляют. 14мм - это недостаточно широко и дублируется китовыми объективами, 100-300 - очень большой и тяжелый, фишай очень дорог и нужен раз в сто лет. Да и вообще развитие системы микро43 стало каким-то совсем уж вялым, а ведь конкуренты уже наступают на пятки.

По оптике чётких планов тоже нет. Заявлены фикс 25/1.4, некий светлый зум и светлый широкоугольник. Ещё по слухам будет зум для 3D, куда-ж без этого. Честно говоря, такие планы несколько расстраивают. 25/1.4 при наличии 20/1.7 не является таким уж большим приоритетом и его разработка может быть оправдана только каким-то хитрым планом как побочный эффект этого плана. Светлый зум не может быть маленьким по определению, поэтому для компактных камер не годится, а не компактные меня как-то мало интересуют. Светлый ширик - это очень хорошо, но насколько ширик, насколько светлый, какой он будет и когда - неизвестно. 3D мне пока вообще не интересно за неимением средств просмотра этого добра и отсутствием горячего желания такие средства заиметь. Фикс с портретным фокусным расстоянием и высокой светосилой не фигурирует не то что в планах, а даже в самых ненадёжных слухах. Видимо, Панасоник считает, что дорогущей макролейки 45/2.8 вполне достаточно. То есть, лично меня опять ничего.

Кроме одного, очень смутного, но вполне реального и логичного варианта: GH2 в корпусе GF1. Да, возможно, ради встроенного видоискателя придётся пожертвовать вспышкой, а подвижный экран не впишется в габариты, но это всё мелочи, по сравнению с хорошей мультиформатной матрицей и великолепным ЭВИ, который стал в GH2 даже ещё немного лучше, чем во всех предшествующих моделях. Правда, сколько будет стоить сей шедевр я даже боюсь подумать. И совершенно очевидно, что это будет другая линейка камер, параллельная ныне уменьшенной и упрощённой GF. Возможно, именно для неё и планируется объектив 25/1.4 в качестве штатника. А может быть это всё напрасные надежды и пустые домыслы. Поживём - увидим...

7 комментариев:

  1. Интересный анализ. Позиция Олимпус мне лично вообще непонятна. Если не можете делать матрицы, так хотя бы оптику "настрогайте" по умеренной цене. А то ведь самый "вкусный" на системе для меня 20/1.7 стоит приличных денег отдельно и по приемлемой цене можно купить только с "панасоником". Я вот прикупил уцененный GF1 + 20/1.7 за 17 тыр исключительно из-за этой линзы.

    У micro 4/3 очень большие проблемы с оптикой и по ассортименту, и по цене, и для Самсунга здесь пока есть очень хорошие шансы.

    ОтветитьУдалить
  2. Самсунг, похоже, с размаху налетел на какую-то заковыристую проблему с оптикой. Иначе объяснить четырёхмесячную задержку с уже практически готовым 18-200 я не могу. А поторопиться ему стоило бы, т.к. это очень востребованное стекло и оно есть у всех конкурентов. Олимпус тем временем сделал ширик и портретник, причём последний как раз таки сравнительно бюджетный, и таким образом, похоже, вырвался в лидеры по оптике.

    Панасоник же вообще творит нечто ужасное. Серии GF и G он уже практически угробил, оставив только дорогущий GH похожим на нормальную фотокамеру. С оптикой тоже у него всё как-то тухло. Единственная новинка - 25/1.4 - совсем не впечатлил. Так что Вам вдвойне повезло с покупкой.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, стекла типа 18-200 сводят основное преимущество камеры (в моих глазах) - компактность - практически на нет. Меня больше интересуют в первую очередь "фиксы", затем светлые зумы типа 16-50 мм/F2,8, но это у Самсунга в планах на 2013, увы.

    Но вот на 2012 планы у них весьма интересные:

    35 мм/F1,4 iFn
    50 мм/F1,4 iFn
    135 мм/F2 iFn

    Если 50/1.4, оптимизированный под кроп, у них выйдет лучше на кропе, чем 50/1.4 у Никон, который оптимизирован под полный кадр, это будет серьезным поводом для меня уйти с Никона. А если еще и 135/2 будет стоить вменяемых денег, то сомнений практически не останется.

    ОтветитьУдалить
  4. Сергей Смирнов1 августа 2011 г. в 16:15

    Меня тоже, в основном, интересуют фиксы, особенно компактные. Но телевик тоже бывает нужен, а он уже в любом случае большой. К тому же, в поездках перекидывать объективы не очень желательно по ряду причин. Я бы, наверное, в таких ситуациях остановился на паре из 18-200 (универсальность и оперативность) и 30-го блина (светосила и качество изображения).

    На 2012-13 годы планы не очень официальные, я бы на них совсем уж на 100% не рассчитывал. Но и то, что уже точно выйдет в этом году очень впечатляет, только денежки готовь. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Тимофей Тюгашев3 августа 2011 г. в 11:55

    Пока все анонсы за год были похожи на бред, пожалуй кроме G3. Осталось посмотреть на NX200

    ОтветитьУдалить
  6. Сергей Смирнов3 августа 2011 г. в 13:58

    Мне не понравилось, что в G3 очень сильно пообрезаны органы управления. Что-то Панасоника куда-то не туда понесло. NX200 тоже жду, но с некоторой осторожностью. Боюсь, что всеобщая тенденция опопсения не обойдёт стороной и Самсунг.

    ОтветитьУдалить
  7. Тимофей Тюгашев3 августа 2011 г. в 17:11

    По обзору dpreview там вроде еще терпимо. Но направление движения нехорошее.

    ОтветитьУдалить