воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Альтернативы - 2011

Уже больше года прошло с момента написания предыдущей статьи и за это время кое что изменилось, хотя и не слишком сильно. Тем не менее, нельзя сказать, что все производители фототехники вообще и беззеркальной в частности топтались на месте, да и моё отношение к некоторым нюансам изменилось.

Samsung наконец разработал новую матрицу, которая вроде бы лучше старой (что немудрено, учитывая почтенный возраст последней) и с грехом пополам выпустил на ней компактную камеру NX200. Также увидели свет все обещанные на 2011 год объективы, кроме 16-80. В стане микро43 я вижу значительные события только в оптической части. Тут сильнее отличился Olympus со своими 12/2 и 45/1.8, но и Panasonic выдал довольно интересный блинчик-зум 14-42/3.5-5.6, а также намекнул на скорый выход ещё пары стёкол топовой X-серии. К сожалению, всё, кроме этого портретника на 45мм, имеет весьма кусачий ценник. Sony тоже продвинулась не сильно, хотя нынешнее отставание по оптике выглядит уже не так безнадёжно, а опережение по качеству матрицы, похоже, сохранилось.

И ещё: как ни странно, за целый год не была не то что выпущена, а даже проанонсирована ни одна новая беззеркальная система, которую можно было бы рассматривать всерьёз. Пентакс и Никон "порадовали" покупателей какими-то совершенно маргинальными решениями, хотя, Nikon 1 по техническому уровню и превосходит  всех нынешних беззеркальных конкурентов. Canon остолбенело смотрит, как почва постепенно уходит у него из-под ног, Fuji делает какие-то неясные намёки на готовящуюся "бомбу", способную "взорвать" рынок принципиально новой матрицей, Ricoh мается со своей странной модульной системой и потихоньку переваривает недавно проглоченный Pentax. А я пока снимаю Самсунгом: деваться-то... некуда.

Увы, я всё также не готов рассматривать систему Sony NEX в качестве серьёзной альтернативы микро43 и Samsung NX.  Стартовый набор NEX-5N + 18-55 на сегодня чрезвычайно хорош со всех сторон. Беда в том, что на этом - всё, точка. Когда (именно "когда", без всяких "если") захочется какого-то развития, наступит "кризис": нет тушек с нормальной эргономикой (да-да, NEX-7 тоже не более чем изыски дизайнеров), нет рациональной линейки оптики, со вспышками тоже беда, а потому состав прошлогоднего набора не изменился. Итак, NX vs Micro Four Thirds.


Что смущает в Samsung NX:

На данный момент смущает одно: разгильдяйское отношение производителя к своему детищу. Странная казалось бы претензия, но, к сожалению, такое отношение выливается в целый ворох проблем, среди которых есть и технические и маркетинговые. Что бесит больше всего:
  • Выпуск продукции по принципу "голову вытащили - хвост увяз". Вроде бы, разработали новую матрицу, в которой худо-бедно решили все проблемы старой, но при этом ничего не сделали с внутрикамерной обработкой. В результате, увеличенная мегапиксельность привела к росту размеров raw-файла до каких-то совершенно небывалых размеров и, соответственно, к запредельному времени его записи на обычные карты памяти 10-го класса. Или надо раскошеливаться на UHS-карты, которые в 3-4 раза дороже обычных, или снимать в jpeg. Только вот беда: самсунговская внутрикамерная конвертация в jpeg - худшая в индустрии по шумам и детализации. На качество видео тоже без слёз не взглянешь, даром, что формально оно вроде как FullHD.
  • Неполноценность системы. До сих пор нет нормальной вспышечной системы, нет вообще никакой вспышки для макро, нет удлиннительных колец и телеконвертеров, нет ИК-пультов ДУ, нет батарейных ручек. Всё это - простейшие изделия, отсутствие которых нельзя объяснить ничем, кроме "фирменного" разгильдяйства.
  • Огромное количество всяких мелких (и не очень) недоработок как в железе, так и в софте. Это и сбои при записи буфера на карту памяти, и трещины на аккумуляторе, и просто горы недоработок в интерфейсе, начиная с каких-то совершенно нелепых названий пунктов меню и заканчивая отсутствием поворота фотографий при показе слайд-шоу.
  • Наличие очень странных решений в плане организации интерфейса и эргономики вообще. Например, я не могу понять, почему при наличии целых двух колёс управления в NX100 их реальное применение крайне ограничено и абсолютно ненастраиваемо. Другая загадка - это функция iFn. И ладно бы она просто была - нужна же какая-то крутая фирменная фишка, про которую можно вопить со всех рекламных проспектов. Так нет, в новых модификациях объективов 18-55 и 50-200 вкрячили эту кнопку вместо выключателя стабилизатора. Уж он-то всяко был полезнее. У меня складывается впечатление, что разработчики не вполне понимают, для чего они делают некоторые органы управления и кто и как ими будет пользоваться и/или присутствует недопонимание между конструкторами и программистами, реализующими логику управления в прошивках.
  • Абсолютно кретинское информационное обеспечение системы. Описания изделий невероятно скудные, появляются на сайте с каким-то диким запозданием, распиханы по каким-то загадочным местам и изобилуют битыми ссылками. Регистрация и поддержка пользователей - это просто песня! Такой кривизны я не видел ни у одного другого производителя фототехники. Банальное получение новой версии прошивки может превратиться в целую эпопею, при том, что само обновление реализовано в камере достаточно чётко и интуитивно понятно.
  • Бездумное копирование чужих решений. Кнопка разблокировки объектива и резьба под фильтр у китового объектива 18-55 как у Кэнона, резьба под фильтр у китового 20-50 как у Олимпуса, тонкий корпус у NX200 как у Сони NEX и т.п. Всё это порождает только неудобства и разного рода дополнительные проблемы.
Есть и другие неприятные моменты вроде постоянных срывов сроков выхода продукции в продажу, упорного игнорирования многих вполне разумных пожеланий пользователей по усовершенствованию программного обеспечения камер и тому подобное. Фактически, это порождает вполне определённое отношение к системе, которое можно сформулировать примерно так:
  1. Потребитель имеет то изделие, которое вот прямо сейчас продаётся и ровно в том виде, в котором оно продаётся. То же касается и ассортимента самих аппаратов, объективов, вспышек и различных аксессуаров. 
  2. Все планы, как официальные, так и разного рода "утечки" являются не более чем прогнозами с большей или меньшей вероятностью реализации и неопределёнными сроками.
  3. Любой спорный случай поломки может быть признан негарантийным.
К сожалению, первый пункт этого списка часто не так просто принять во внимание. Многие нетривиальные проблемы практически невозможно выявить, попробовав изделие пару минут в магазине. При этом подавляющее большинство обзоров техники зачастую игнорируют такого рода нюансы. Ярчайшим примером можно считать режим "Framing Mode", который изначально отсутствовал в камере NX10 и так и не был добавлен ни в одну из новых прошивок. Упереться в эту проблему, пока не начнёшь снимать в студии с пилотным светом или фейерверк на улице, практически не реально. Он же является отличным примером кривизны перевода меню на русский язык.

Другой характерный пример - дефект оптического дизайна объектива 16/2.4, выражающийся в избыточной кривизне поля фокуса. Он проявляется только на относительно больших дистанциях и тестированием в условиях тесного магазинчика выявлен быть не может. Многочисленные восторженные отзывы об этом объективе со стороны так называемых бета-тестеров данную проблему замалчивали и изобиловали примерами фотографий всяких цветочков крупным планом с размытым в хлам задником. Расценить это иначе как сознательное введение в заблуждение потенциальных покупателей я не могу.

Второй пункт, на самом деле, имеет и положительную сторону. Всё же, в Самсунге учитывают реакцию покупателей, что выражается в определённой корректировке роадмапов. Например, в плане на 2012 год появился так ожидаемый всеми портретный блинчик 55/1.8, а срок выхода качественного широкоугольного зума 12-24 был перенесён на более ранний период, что более чем логично, учитывая проблемы с 16/2.4 и стремление производителя поддерживать не только бюджетную линейку компактной оптики, но и линейку топовых объективов.

Третий пункт - это, в общем-то, нормальная реакция любого производителя недорогой бытовой техники. Проблема в том, что системная фотоаппаратура - это "немного" другая категория товаров и другой уровень претензий потребителя. Надеюсь, что Самсунг потихонечку придёт к осознанию этого факта.

Что привлекает в Samsung NX:
  • Цена. К сожалению, разница уже не такая, как год назад, но всё же данное преимущество пока неплохо работает, особенно для оптики и некоторых аксессуаров.
  • Очень приличная оптика. На сегодня Самсунг неплохо справляется с поддержкой компактных аппаратов компактными же объективами. Это касается как уже имеющихся стёкол 16/2.4, 20/2.8 и 30/2, так и планируемого на 2012 год 55/1.8. Всё это недорогие, массовые модели без особых претензий, но с превосходным соотношением цена/качество. Кроме того, Самсунгу хватает сил развивать и линейку объективов более высокого класса (НМВ, это не очень вписывается в текущую концепцию, но в перспективе может сыграть важную положительную роль).
  • Размер, формат и качество матрицы. В значительной степени благодаря этому достигается отличная передача полутонов и вообще цвета. Также радует практически чистая от шумов картинка на базовом ISO даже у "старичка" NX100. При печати 10х15 и 20х30 не надо обрезать белые поля, образующиеся по сторонам кадра формата 4:3. Для советских (и не только) дальномерных стекляшек так вообще, чем больше матрица - тем лучше, т.к. разрешением они не блещут, но рассчитаны всё же на полный кадр. 
  • Лояльность к пользователям в вопросах локализации интерфейса фотоаппаратов и использования сторонних аккумуляторов.
  • Хорошо демпфированный, тихий (по сравнению с Панасониками) затвор.
  • Есть датчик ориентации внутри камеры. Вертикальные снимки выходят с аппарата именно вертикальными.

Теперь про, собственно, альтернативу. Реальность такова, что уйдя с системы год назад, я постепенно перестал внимательно следить за её развитием. Поэтому "за" и "против" теперь лишены тех частностей и аспектов, которые я уже не могу оценить на собственном опыте.

Что смущает в микро43:
  • Очень жесткая ценовая политика. Нереальные для любительского сектора ценники на топовые модели аппаратов и объективов. В разы завышенные цены на аксессуары. Торговля в России по ценам, даже часто более высоким, чем европейские. Тут, насколько я понимаю, ничего не изменилось.
  • Размер, формат и качество наиболее массовых матриц. К сожалению, и шумовые характеристики, и ДД, и передача полутонов, да и цветопередача тоже, всё меньше и меньше соответствуют требованиям времени. Увы, новая матрица от G3 лишь очень незначительно продвинулась в этих вопросах, а только подросла совершенно бесполезными мегапикселями. Даже топовые матрицы GH-серии нынче смотрятся очень бледно на фоне современных от Сони и даже Самсунга.
  • Постоянные маркетинговые заскоки Панасоника. То чрезмерное увлечение 3D-технологиями, то неумеренно топовой оптикой (X-серия). К счастью, Олимпус идёт своим путём, но, к сожалению, у него теперь полно других проблем.
Что привлекает в микро43:
  • Габариты и вес. И здесь особенно хочется отметить новый панасониковский блинчик-зум X 14-42/3.5-5.6 (хотя оптически он уже не так хорош, как предшественники).
  • Высокое качество аппаратов и линз. Даже бюджетные модели панасониковских объективов оптически очень хороши и не требуют выбора из нескольких экземпляров.
  • Великолепная система удаления грязи с матрицы. 
  • Довольно приличное быстродействие системы. Отзывчивость интерфейса, скорость записи на карту памяти, скорость автофокуса - всё лучше, чем у самсунговских NX-ов.
  • Богатство системы. Есть аппараты с поворотным экраном и без, с матричным стабилизатором и оптическим, с очень хорошим электронным видоискателем, в т.ч. внешним, большие и маленькие, дорогие и дешевые, в металле и пластмассе и т.п. Примерно то же самое с оптикой и вспышками.
  • Наличие двух сильных игроков в системе. Когда Панасоника заносит куда-то не туда, Олимпус начинает выпускать что-то более разумное и наоборот. Более того, эпизодический вклад делают и другие фотопроизводители, например, Voightlander со своим нашумевшим объективом 25/0.95 или Samyang с неплохим бюджетным фишаем.

Но несмотря ни на что, первые два пункта в списке недостатков лично для меня однозначно ставят крест на перспективах вернуться на эту систему. Ничего не изменилось за год, да и вряд ли могло измениться.

4 комментария:

  1. Сергей, добрый день! Это Дима dgv, возможно помните меня с форумов и с семинара Панасоник прошлого года.

    Лично я так и остался в микре, но сменил марку тушки; с Panas G1 на Oly PM1. Идиотизм с аккумуляторами сразу отпал, про язык и не говорю, камерный жипег заметно лучше, а еще и стаб в тушке. Еще у нее тихий затвор. По совокупности и выбрал. Еще в семье имеется G3, и не сказал бы что у него слабая матрица... Она заметно и без всяких спец условий лучше чем G1, и по ДД, и по проработке теней, и по аккуратности цветовых переходов. У Oly e-pm1 улучшение по картинке относительно G1 так же присутствует, но не так заметно.

    Стоимость:
    Oly E-pm1 -- 13 т.р. (раздербанивал кит)
    Panas 20 1.7 -- 11 т.р. (акция в МВидео была)
    Olympus M.ZD 9-18 4-5.6 -- 16 т.р. (с рук)
    Olympus 45 1.8 -- 11.5 т.р. из Германии через друзей
    Samyang 7.5 фишай -- 10.5 т.р
    Плюс вспышка FL36R была в наличии.

    Если кратко, остаться в системе и перейти на Олимпус сподвигли факторы наличия вспышки, других объективов дома (14-140 и 100-300), камерый стаб и неплохие джипеги прямо из камеры.

    ОтветитьУдалить
  2. Дмитрий, конечно помню. Хороший, кстати, был семинар... :)
    У Вас солидный багаж образовался, с таким полностью менять систему имеет смысл только в случае какой-то острой необходимости. Мне-то легко было. На тот момент оставалось 2 стекла и 1 тушка + немного всякой мелочёвки. Матрица G3 (и теперь ещё GX1) конечно получше, чем предыдущее поколение и примерно соответствует старой самсунговской матрице от моего нынешнего NX100, но при этом сама камера G3 заметно лучше NX-ов по ряду параметров. PM1, наверное, тоже хорош по многим соображениям, но тут я не в теме. Проблема в том, что у Самсунга уже есть следующее поколение матриц и камер в лице NX200, а у Панасоника и тем более Олимпуса - пока нету.

    Наверное, если бы я сейчас надумал вернуться на микру, то набор оптики выбрал бы уже совсем другой: Олимпусы 12/2 и 45/1.8, Панасоник 25/1.4 - это как минимум. А вот какой аппарат - даже не представляю. G3 наверное или GH2, может GX1. Только дорого очень получается. Когда Самсунг выпустит 55/1.8, будет доступен практически этот же набор (+/- конечно же), только в 2-3 раза дешевле. Смысл?

    ОтветитьУдалить
  3. >>деваться-то... некуда
    видел на фотору ваше объявление...
    нашли куда? :)

    ОтветитьУдалить
  4. Нет, не нашел и, похоже, в ближайшей перспективе не найду при всём желании. Придётся разделить: на каждый день - мыльницу какую нибудь приличную, для чего-то посерьёзнее - зеркалку.

    ОтветитьУдалить