пятница, 17 августа 2012 г.

Дорога на Соловки

Поездка на Соловки - сродни маленькой экспедиции. Про это уже написано многими, поделюсь и я до кучи. Существует целых два способа попасть на остров: по воздуху и по воде. Самолётом можно долететь из Архангельска минут за сорок. Только до самого Архангельска сначала тоже надо как-то добраться. Раньше продавали прямые авиабилеты на Соловки из Москвы, но это всё равно предполагало пересадку в Архангельске, поскольку ничего крупнее Ан-24 на Соловки не летает - полоса там маленькая.

Водный способ подразумевает несколько возможностей. Во-первых, туда ходят круизные теплоходы. Например, Мамин-Сибиряк из Москвы. Но таких мало, поскольку теплоход должен быть достаточно узким, чтобы пройти через северные каналы и шлюзы и одновременно годиться для морских переходов. Это самый беспересадочный способ достичь цели, но он изрядно дорогой и включает всего пару дней пребывания на островах. Во вторых на Соловецкий ходят паромы и теплоходы. Из Беломорска большой катамаран Сапфир, который перевозит даже автомобили, и из Кеми - Василий Косяков, рассчитанный всего человек на двести, что, правда, компенсируется наличием двух рейсов в сутки. Сапфир идёт часа четыре, Косяков - два, поскольку Кемь значительно ближе.

По наивности и поддавшись влиянию распространённого мифа о необходимости прибыть на острова именно морским путём, мы решили добираться вторым способом. Тут есть один важный нюанс. Дело в том, что московский поезд прибывает в Кемь часов в 11 вечера. Естественно, нет и речи о том, чтобы сразу плыть на Соловки. Нужно переночевать. Это лишний день и лишние деньги за номер в гостинице, если вы не хотите провести романтическую ночь на причале. Поезд из Питера в этом плане гораздо удобнее, так как приходит достаточно рано, чтобы успеть на теплоход или катер.

Вот этот вариант мы и выбрали, благо есть возможность остановиться в Петербурге у родственников. Итак, общая схема маршрута такая: метро-поезд-автобус-катер-автобус. Сначала трясёмся в поезде (ага, обычный скорый с неработающим кондиционером - это ни разу не "Сапсан"). Дальше мокрые от пота и поспавшие суммарно часа два-три, выгружаемся в Кеми. Почему не в Беломорске? Потому, что Сапфир отчаливает минут через сорок после прибытия поезда. Если поезд опоздал или вы замешкались - кукуете сутки в славном граде Беломорске (а у вас-то уже забронирована или даже оплачена гостиница в посёлке Соловецком).

Дальше надо с вокзала в Кеми попасть в порт. Строго говоря, это уже даже другой населённый пункт - Рабочеостровск, до которого ехать минут тридцать. Транспорт найти не сложно - местные активно зарабатывают на извозе и тоже знают расписание поездов, но всё же лучше заранее договориться об организации трансфера с гостиницей. Так, как минимум, спокойней. Дальше, прибыв в порт Рабочеостровска, вы обнаруживаете, что Косякова уже и след простыл. Тогда на помощь придут разные частные катера, совершающие аналогичные рейсы. Ещё есть пара теплоходиков паломнической службы, но их расписание тайна великая есть. В общем, в Кеми не останетесь.

Гостиничный комплекс "Причал" в Рабочеостровске. Тут можно переночевать и поесть. На вид место вполне приличное.
Нас погрузили на мелкую посудину по имени Грумант (не понимаю, как это можно писать без твёрдого знака на конце), которая шкондыбала минут на 30-40 больше Косякова. Впрочем, может тут виновато направление и сила ветра, а не маломерность или тихоходность судна.

Мелкие катера на причале Рабочеостровска.
Сидячих мест не много, хотя всё же не настолько, чтобы ютиться на крыше кают-компании вынужденно. Просто некоторым так нравится.
К счастью, море было невероятно спокойное. Иначе болтало бы так, что мало не показалось бы никому. Через два с половиной часа мы высадились в пункте назначения. Тут надо понимать, что на острове несколько пристаней. Когда и где причалит какой-то мелкий катеришко мало кто знает, если вы, опять же, не договорились об этом заранее. Мы договорились и гостиничный микроавтобус забрал нас и ещё двоих попутчиков. Остальные остались, однако, судя по тому, что многих мы потом видели, никто не пропал и не остался на веки вечные в порту.

Виды на Соловецкий Кремль со стороны моря разнообразны и прекрасны.
Подходим к одному из причалов в Гавани Благополучия. Не к тому, что на фото, а к какому-то совсем захолустному.
Фуууу-ф, прибыли. Мы забронировали Соловки-Отель, поскольку это единственная тамошняя гостиница, которая доступна на букинге. Похоже, что она - самая лучшая (и дорогая, ага) на Соловках. Об этом - позже. Сейчас хочу обратить внимание на ещё один крайне важный нюанс: какое время выбрать для посещения Соловецкого архипелага. Основной критерий - погода. Увы, солнечных дней тут безнадёжно мало. Из этих соображений лучше выбрать первую половину июля. К тому же в это время должно быть уже сравнительно тепло. В любом случае, погода здесь - настоящая лотерея. Нам повезло.

Однако, есть и другие факторы. Например, мошка. Мы попали в самый лёт. От комаров эта гадость отличается тем, что умеет залезать под одежду. Дня три мерзкая мошкара роилась тучей вокруг каждого человека, покусывалась, нервировала и страшно мешала фотографировать постоянным присутствием в кадре. На четвёртый день разом исчезла. Комары, правда, остались. Настоятельно рекомендую не забывать соответствующие средства. Для совсем уж ортодоксальных насекомоненавистников на острове предлагается прокат накомарников.

Что ещё может понадобиться? Ну, во-первых, дождевики. В первый день небольшой дождик нас всё же застал и они пригодились. Зонты тут, скорее всего, бесполезны. Во-вторых - резиновые сапоги, калоши или ещё что-то в таком духе. Нам не пригодились, но это чистое везение. Асфальта тут нет. Совсем. Какая-то защита от дождя для фотоаппарата тоже не повредит, если его конструктив не предусматривает влагозащиты. Ещё нужна тёплая одежда и ветровки. Даже если солнце шпарит, ветер всё равно обжигающе холодный, особенно в море (а выходить в море придётся часто). Кстати, о солнце: не ожидал, что можно довольно сильно сгореть в 160 км от полярного круга. Запасайтесь кремами от загара тоже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий