воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Осенние итоги 2014

Кто Вы?
Я - Синяя Гусеница. 
А что Вы здесь делаете?
Сижу. Курю. Жду перемен.
(Льюис Кэррол)

Жизнь в беззеркалье идёт своим чередом. С вальяжной неспешностью и ленивой непринуждённостью. Нет, где-то в дебрях конструкторских бюро, наверное, кипит работа, фонтаны идей, прорывные технологии... но выхлопа пока нет. Сони выдала целый букет довольно банальных камер с байонетом E для кропа, дорогой 12-мегапиксельный полнокадровый аппарат, заточенный на видео и вторую версию модели начального уровня, в которую вкрячила матричный стабилизатор от Олимпуса (на мой взгляд, это скорее маркетинговое решение). Фуджи сделала, естественно, дорогую X-T1, доведя свою беззеркальную линейку практически до совершенства, правда всё это совершенство зиждется на довольно сомнительной 16-мегапиксельной матрице с очень странной структурой первичных цветофильтров. Панасоник с Олипмусом, по сути, продолжают полировать текущие модели. Кэнон с Никоном продолжают следовать курсом топора в свободном плавании. Разве что Самсунг взял новую высоту. В основном, для себя новую. Его супертехнологичная и передовая 28-мегапиксельная APS-C матрица от NX1 наконец-то догнала Тошибовско-Никоновскую от D5200, D5300 и D7100 и Соневскую от Fuji X-T1 по качеству картинки. Виват, я рад.

Правда рад. Когда вконец задолбавшись с зеркалкой, я сменил Nikon D5200 на Samsung NX300, планом "А" было просто пересидеть эту унылую пору. Но, боюсь, реализация данного "гениального" плана затянется. Поэтому, сначала про Самсунг NX. Плюсы:
  • Текущая линейка оптики. Самсунговские объективы трудно признать совсем уж выдающимися, но достаточно много очень и очень неплохих. Линейка довольно большая, хотя отдельные несущественные дыры всё ещё присутствуют. Тем не менее, наличие светлых "репортажных" зумов 16-50/2-2.8 и 50-150/2.8 дают системе хорошую перспективу стать пригодной для продвинутых любителей и даже профессионалов. Конечно, если новая платформа, реализованная в NX1, не окажется по каким либо причинам провальной.
  • Планируемое пополнение линейки оптики. Практически всё, чего не хватает, будет выпушено в 2015 году. Прежде всего, универсальный зум 16-80/4, а также светлый фикс с ЭФР ~35мм и светлый сверхширокоугольный зум.
  • Невиданные распродажи, время от времени проводимые разными торговыми сетями (в основном, Медиа Маркт), когда технику скидывают за полцены, а то и дешевле. Впрочем, и у Сони и у Фуджи тоже бывают разные акции, которые позволяют приобрести технику по более низкой цене.
  • Adobe Lightroom в комплекте. Причём не какая-то специальная версия, а вполне обычная, полноценная, поддерживающая камеры всех производителей, а не только самсунговские. Это намного круче, чем спецверсия C1 у Sony и бесконечно круче, чем разнообразные вариации Silkypix у остальных.
  • Запись в raw без сжатия (в старых моделях) или со сжатием без потерь (в новых моделях). Не все могут этим похвастаться.
К сожалению, плюсы эти хоть и существенны, но всё же не могут полностью уравновесить важные и многочисленные минусы:
  • Технически отсталая и невероятно глючная "начинка" аппаратов. Частые подвисания, а иногда и серьёзные сбои, сопровождающиеся потерей кадров, ещё не записанных из буфера на флешку, ставят крест на перспективах серьёзного применения техники Samsung NX. Одна надежда, что решения, заложенные в NX1, выведут систему на приемлемый уровень.
  • Очень поверхностное тестирование техники перед выпуском в продажу. Например, совершенно очевидная ошибка синхронного зуммирования объектива NX300 и вспышки SEF42A была замечена и исправлена лишь спустя почти два года после анонса камеры. Фокус-шифт объектива 84/1.4 хоть и был устранён достаточно оперативно, но по-хорошему его сразу не должно было быть - это типичная "детская болезнь" и не знать о ней разработчикам просто стыдно.
  • Скудный ассортимент и крайне ограниченная доступность различного рода системных аксессуаров. Прежде всего, вспышек.
  • Крайне неразвитый сервис. Например, СЦ принимают в гарантийный ремонт объективы, обозначая их в квитанциях как фотоаппараты, DVD-приводы и т.п., поскольку в фирменном ПО, которым пользуются приёмщики, пункт "Объективы" попросту отсутствует. Осуществить платный, послегарантийный ремонт вообще не представляется возможным.
  • Аппаратура практически нигде не представлена, включая сеть фирменных самсунговских салонов, где достаточно долгое время выставлялись муляжи (!!!) объективов, а теперь и их убрали. Никаких шоурумов нет. В выставках фотографической тематики Самсунг не участвует, демонстраций техники и вообще каких либо мероприятий для фотографов не проводит. Прокатные центры вроде Rentaphoto самсунговской техникой не занимаются, хотя другую, тоже любительскую беззеркальную технику (Sony, Fuji), там можно взять в прокат или на "тестдрайв", причём иногда даже бесплатно.
  • Никудышная логистика. Даже в Москве большую часть техники можно купить буквально лишь в нескольких магазинах. Некоторые изделия вообще полностью отсутствуют в продаже месяцами (например, вспышки, пульты).
  • Слабый маркетинг, бездумная ценовая политика. Распродажи - это, конечно, хорошо, но если возникает необходимость срочно приобрести какое-то оборудование, зачастую ценник окажется на уровне других систем, что при общей низкой ценности системы представляется не слишком уместным. Кроме того, падение цены в два и более раз выглядит не слишком привлекательно с точки зрения защиты инвестиций в фотоаппаратуру.
  • Вторичный рынок практически отсутствует.
Всё это делает систему Samsung NX малопригодной для более-менее ответственного применения. Например, если бы мне сейчас предложили отснять свадьбу или ещё какое-то серьёзное мероприятие, то вместо того, чтобы обрадоваться, я был бы сильно озадачен. Тем не менее, увяз я в этой системе изрядно и сорвусь с неё только когда откроются какие-то достаточно интересные перспективы. Так что же это могут быть за перспективы?

Фактически, наиболее зрелой и разнообразной на сегодня является система MicroFT (Micro 4/3 или попросту "двукроп"). Но в силу неудачного формата матрицы и дикой дороговизны всего хоть как-то интересного, я эту систему вообще не рассматриваю. Таким образом, в поле зрения остаются всего две беззеркальные системы: Fujifilm X и Sony E/FE.

Система от Фуджи хороша тем, что этот производитель очень отчётливо понимает нужды фотографов. Тут мы имеем рациональную линейку камер с отличным функционалом и выверенной эргономикой, хотя и несколько старомодной. Оптика в системе безупречна по фокусным расстояниям, светосиле, конструктиву и прочим характеристикам. Всё вроде бы замечательно. Кроме двух "но". Очень высокая цена - на уровне любительской полнокадровой техники и некоторые сомнительные технические решения. Главное из них - использование матриц со структурой, отличной от традиционной байеровской. По мнению разработчиков, так можно существенно улучшить детализацию за счёт отказа от противомуарового фильтра. Однако, на практике, это вызывает больше проблем, чем решает. Впрочем, единого мнения на этот счёт нету. В любом случае, фуджевская система лучше самсунговской именно как система в целом, но более затратна, причём на некоторые позиции очень существенно.

Ну и на "десерт" рассмотрим беззеркальную систему Sony с байонетом E. Строго говоря, это две системы с одинаковым байонетом. Одна - под кроп APS-C. Там сложилась какая-то путанная ситуация с названиями (например, название NEX уже вроде как отправлено на свалку истории), поэтому пусть будет просто "E". Переход на эту систему я очень внимательно рассматривал, пока не появилась другая - "FE", которая тот же "E", только под полный кадр.

Та часть системы, которая рассчитана на кроп APS-C, сейчас является наиболее зрелой и развитой. При этом, правда, линейка камер выглядит довольно сумбурно. Если не считать старых и уже не выпускающихся NEX-ов (которые как раз выстроены довольно логично), камеры закрывают нишу компактных аппаратов с и без видоискателя (A5000, A5100 и A6000), аппаратов в форм-факторе зеркалки (A3000 и её клон с удешевлённым объективом в комплекте A3500) и довольно необычного "задника" QX1 для совместной работы со смартфонами и планшетами. При этом более-менее продвинутым можно признать только A6000. Топова модель класса NEX-7 пока ещё не выпущена. Ухватистые модели пока представлены только очень слабыми в части "начинки" и управления близнецами A3000 и A3500. В общем, по сравнению с Самсунгом и Фуджи, линейка кропнутых камер от Сони выглядит несколько ограниченно.

Примерно такая же ситуация наблюдается и с оптикой. Для трэвела и какого-то среднего фотолюбительства всё необходимое там имеется (10-18, 18-200, светлые 35 и 50 мм и т.п.), но ничем более серьёзным и не пахнет. А вот для Samsung NX есть и светлые 16-50/2-2.8 + 50-150/2.8, и отличный портретник 84/1.4, а в планах телевик 300/2.8, "тридцатьпятка" 24/1.4 и светлый сверхширокоугольный зум 11-24/2.8. Да, всё это дорого, но если приспичит - вот оно. И не забываем про распродажи и вообще ценовую политику Самсунга, согласно которой цены на новинки вздуваются непомерно, но не позже чем через год опускаются ниже, чем у конкурентов на аналогичный товар. Подозреваю, что Sony из принципа не собирается делать светосильные зумы, поскольку их массогабариты несовместимы с концепцией и рыночной нишей беззеркалок как её видит Сони. А вот Samsung не отягощён зеркальной системой и развивает свою NX во всех направлениях.

Вероятно, аналогичную политику Сони проводит и по отношению к "старшей", полнокадровой беззеркальной системе. Проявляется это в том, что хотя аппараты выполнены в традиционном "зеркалочном" стиле, а некоторые модели даже имеют пылевлагозащиту, объективы "FE", также как и "E", не отличаются высокой светосилой (у зумов максимум f4) и, соответственно, массивностью. Видимо, роль "профессиональной" отводится системе с байонетом "A". Разница в том, что если дорогой аппарат (а полный кадр сделать дешевым пока невозможно) будет иметь урезанное управление как в A3000, пользоваться успехом он не будет. Поэтому, в моделях серии A7 (ILCE-7) на кнопках не экономили, однако, чтобы не конкурировать со своими же зеркалками, "тяжелую" оптику для них пока не выпускают.

В итоге получается, что выбор между NX, E и FE полон компромиссов. Сони выпускает очень хорошие матрицы, но в своих камерах слишком легкомысленно относится и к чтению сигнала с матрицы и к записи изображения в raw. Все остальные производители или вовсе не используют сжатие с потерями или хотя бы предлагают варианты. Сони же, по утверждению Тома Хогана, сжимает raw так, что он становится по сути 11-битным. Мне кажется, что такое утверждение всё же не совсем корректно, однако в некоторых ситуациях, когда в кадре есть мелкие и очень контрастные детали (вроде птиц на фоне солнца), проблема проявится. Ну и риск получить постеризацию при достаточно интенсивной обработке, конечно, сильно возрастает.

С оптикой тоже всё недостаточно гладко. Линейка под соневский кроп довольно специфична и ограниченна. Под полный кадр - слишком малочисленна и затратна не смотря на относительно скромные характеристики. Это в какой-то степени компенсируется наличием переходника на байонет A, под который оптики выпущено достаточно много, однако, работа через переходник, естественно, подразумевает некоторые ограничения (прежде всего по скорости, а также, возможно, по точности, использованию точек фокусировки, стабилизатора объектива и т.п.), а потому всё же едва ли приемлема.

В целом, меня не покидает ощущение, что, увы, дело не сдвинется  с этой полумёртвой точки, пока не вмешается Кэнон или Никон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий