воскресенье, 15 марта 2015 г.

Сравнение объективов fisheye Samyang 12/2.8 и Зенитар 16/2.8

Думаю, что ни для кого не открою америку, если скажу, что ситуация с объективами для полнокадровых беззеркалок Сони сложилась довольно напряженная. А с фишаями - так прямо совсем. Объективы такие, конечно, не предмет первой необходимости и Sony не спешит их выпускать. Тем не менее, определённый резон тут есть, так что рассмотрим две кандидатуры, которые на сегодняшний день можно с большой долей уверенности считать единственно возможными:

Samyang 12 mm F2.8 ED AS NCS Fish-eye

Зенитар 16/2.8

Первый из них - новинка только что появившаяся в продаже. Рекомендую почитать его обзор на сайте LensTip. Второй - старичок, разработанный четверть века назад и выпускающийся до сих пор Красногорским заводом.


Samyang 12/2.8
Зенитар 16/2.8
Фокусное расстояние
12mm
16mm
Конструкция
12 элементов в 8 группах
11 элементов в 7 группах (10 элементов в 6 группах без учёта компенсатора)
Угол поля зрения (по диагонали поля кадра)
180°
180°
Минимальная дистанция фокусировки
0.2m
0.3m
Минимальная диафрагма
f/22
f/22
Максимальная диафрагма
f/2.8
f/2.8
Число лепестков диафрагмы
7
6
Масса
>500g
>300g
Максимальный диаметр
73mm
63mm
Длина
77mm
49mm
Приблизительная цена нового
33000 р.
7000 р.
Особенности:
  • Значения диафрагмы у обоих объективов устанавливаются через пол-стопа, но у Самъянга отсутствует промежуточное положение между максимально открытой диафрагмой (по ощущениям она не f/2.8, а чуть темнее) и f/4.
  • Массы объективов указаны приблизительно из-за возможного “привеса” за счёт переходника на байонет FE, а к длине надо прибавлять длину переходника.
  • Бленда у самъянговского фишая съёмная, байонетная. У Зенитара - встроенная, очень маленькая.
  • У Зенитара сзади предусмотрена резьба M26.5×0.5 под светофильтры. В комплекте идут три цветных фильтра, польза от которых в цифровой фотографии отсутствует напрочь. Однако возможность устанавливать фильтры таким способом влечёт за собой необходимость учитывать их в оптической схеме объектива. Поэтому, если ни один из светофильтров не накручен, требуется навинтить прозрачный фильтр такой же толщины, который ещё называют компенсационным. Без него не будет бесконечности, либо потребуется укороченный переходник.
  • Зенитар в резьбовой (М42) версии не имеет никакого репетира или переключателя диафрагмы в ручной режим, поэтому штырёк прыгалки должен быть всегда поджат. Будьте внимательнее при выборе переходника или берите объектив в версии для байонета “К”.
Вот так они выглядят на камере (слева - Самъянг, справа - Зенитар):


DSC01612_1-30 sec at f - 2,8.jpg
DSC01605_1-30 sec at f - 2,8.jpg

Даже на фото разница в габаритах бросается в глаза. "Руками" она ощущается ещё сильнее.

Теперь результаты простейшего тестирования: в качестве мишени - витрина магазина ФотоФрейм, в качестве тестового фотоаппарата - Sony A7. Проявка - Лайтрум 5.7 без коррекции искажений и с шарпом по-умолчанию.

Весь кадр, сделанный на Samyang при диафрагме f/8:
DSC02633_1-10 sec.jpg


Весь кадр, сделанный на Зенитар при диафрагме f/8:
DSC02646_1-13 sec.jpg

Здесь хорошо видно, что хотя оба фишая являются диагональными и согласно характеристикам дают угол зрения 180 градусов по диагонали, в реальности Самъянг заметно шире.

Теперь 100% кропы для оценки разрешающей способности.

Сначала центр на диафрагмах от полностью открытой до максимально закрытой:
F
Samyang 12/2.8
Зенитар 16/2.8
2.8
DSC02628_1-60 sec.jpg
DSC02640_1-100 sec.jpg
4
DSC02629_1-40 sec.jpg
DSC02642_1-60 sec.jpg
5.6
DSC02631_1-20 sec.jpg
DSC02644_1-25 sec.jpg
8
DSC02633_1-10 sec.jpg
DSC02646_1-13 sec.jpg
11
DSC02635_1-5 sec.jpg
DSC02648_1-8 sec.jpg
16
DSC02637_0,4 sec.jpg
DSC02650_1-4 sec.jpg
22
DSC02639_0,8 sec.jpg
DSC02652_0,8 sec.jpg

Тут видно, что корейский объектив можно считать рабочим уже с открытой диафрагмы. Российский фишай на открытой демонстрирует очень низкий общий контраст изображения, хотя детализация терпимая. Но уже на f/4 центр можно считать вполне рабочим. Влияние дифракции на разрешающую способность у обоих объективов начинает существенно сказываться примерно с f16, что хорошо видно по отсутствию "фирменных" лайтрумовских ложных цветов и муара .

Левый край на диафрагмах от полностью открытой до максимально закрытой:
F
Samyang 12/2.8
Зенитар 16/2.8
2.8
DSC02628_1-60 sec.jpg
DSC02640_1-100 sec.jpg
4
DSC02629_1-40 sec.jpg
DSC02642_1-60 sec.jpg
5.6
DSC02631_1-20 sec.jpg
DSC02644_1-25 sec.jpg
8
DSC02633_1-10 sec.jpg
DSC02646_1-13 sec.jpg
11
DSC02635_1-5 sec.jpg
DSC02648_1-8 sec.jpg
16
DSC02637_0,4 sec.jpg
DSC02650_1-4 sec.jpg
22
DSC02639_0,8 sec.jpg
DSC02652_0,8 sec.jpg

На краю кадра Зенитар демонстрирует крайне низкий результат вплоть до f/8, начиная с которой положение перестаёт быть настолько катастрофическим. Оптимальные значения диафрагмы тут, на мой взгляд, примерно от f/10 до f/14. Самъянг уже с открытой диафрагмы неплохо стартует, а прикрытый на один "щелчок" (до f/4) демонстрирует вполне достойный результат.

Хроматические аберрации (ХА) у обоих присутствуют, но у "корейца" они заметно слабее и удаляются при конвертации без следа. ХА Зенитара сильнее и не всегда удаляются полностью, однако большой проблемой я их не считаю, особенно по сравнению с критическим падением разрешения на краю кадра.

Сколько-нибудь существенного виньетирования я не отмечаю у обоих, каких-либо сдвигов цвета по краю и даже в углах кадра также не вижу, что и не удивительно: оба объектива спроектированы под "зеркальный" рабочий отрезок и с телецентричностью у них всё хорошо.

В итоге, этот тест поверг меня в довольно сильное замешательство. С одной стороны, мне не настолько необходим именно фишай (скорее - просто сверхширокоугольник), чтобы платить за него более 30 т.р. и мириться с существенно большими массогабаритами. С другой - Самъянг по всем остальным параметрам существенно лучше Зенитара. В конце концов, я купил б/у Зенитар-К чтобы с минимальными затратами хоть как-то заткнуть "дыру" в фокусных, но окончательного решения так и не принял.

Комментариев нет:

Отправить комментарий