суббота, 5 декабря 2015 г.

Обзор фотоаппарата Nikon 1 J5

Я сменил J2 на J5 примерно за полгода до написания этой статьи, поэтому уже более-менее уверен в своих впечатлениях от него. Сразу хочу прояснить пару моментов: во-первых, даже имея на руках оба аппарата, “в лоб” я их не сталкивал, поэтому все сравнения, касающиеся скорости работы и качества изображения будут в какой-то степени субъективны. Во-вторых, хотя J5 и является существенным шагом вперёд, некоторые технические и, к сожалению, программные ограничения делают эту камеру совершенно несопоставимой с большинством других беззеркалок. С этого и начнём.

Наиболее фундаментальным ограничением является размер матрицы. Она в системе Никон 1 имеет размер 13.2 на 8.8 мм (кроп-фактор 2.7). Хотя это даёт диагональ примерно вдвое больше, чем у большинства “мыльниц”, но и почти вдвое меньше, чем у беззеркалок, “вооруженных” матрицами формата APS-C (кроп-фактор 1.5). Разумеется, это и определяет место никоновской беззеркальной системы среди других систем, если отталкиваться от показателей качества изображения (шумы, динамический диапазон, цветопередача). По той же причине аналогично обстоят дела и с возможностями по управлению ГРИП, что усугубляется ещё и довольно бедным ассортиментом светосильной оптики.

Конечно, всё это выглядит разочаровывающе. Тем не менее, не будем торопиться с выводами. Точнее, я бы сказал так: те, кто ставят техническое качество картинки во главу угла и не готовы идти ни на какие компромиссы в этом вопросе, могут дальше не читать. А вот для тех, кто оперирует понятием “достаточное качество”, не всё так однозначно, поскольку у фотоаппаратов системы в целом и у J5 в частности есть некоторые интересные особенности, делающие их применение в отдельных областях вполне целесообразным.

Лично для меня такой сферой приложения является съёмка в различных поездках и путешествиях. Однако и любое другое фотографирование “для себя” тоже вполне вписывается в рамки такого подхода, поскольку не предполагает жесткую конкуренцию с коллегами по цеху именно в части технической безупречности результата. Конечно, развитие фототехники постепенно поднимает планку качества и будет обидно, если ваши кадры станут смотреться слишком уж “бледно” на фоне того, что отснято другими людьми на более современную аппаратуру аналогичного класса, так что рано или поздно придётся что-то менять. Вот как раз таким “апгрейдом” и стал для меня Nikon1 J5.

Помимо прироста качества изображения, новый аппарат предлагает и заметное количество других улучшений, которые уже сами по себе достойны стать причиной для замены более старой модели. Главным из них, на мой взгляд, является подвижный экран, позаимствованный у “старшего брата” V3. Возможность наклона позволяет полноценно скомпоновать кадр с низкой и высокой точек съёмки. Уже только из-за одного этого я бы сменил на J5 не только J2, но и даже J4. Более того, сейчас я бы уже вообще не рассматривал более старые модели, разве что, кроме как в качестве возможности недорогого “входа” в систему при покупке на “пожарной” распродаже или б/у.

Теперь я хочу попробовать, что называется, “разложить по полочкам” свои наблюдения, касающиеся J5. Причём буду стараться не рассматривать то, что относится к фундаментальным свойствам системы в целом и сосредоточиться на особенностях конкретной камеры как вообще, так и по сравнению с предшествующими моделями.

Что понравилось:

  • Подвижный экран.
  • Тачскрин. В частности, поскольку используется ёмкостный принцип действия, аккуратное касание (по сути, физическое прикосновение не требуется) наклоненного экрана позволяет снимать со штатива без сотрясения камеры не используя ни дистанционное управление (которого нет), ни задержку спуска затвора.
  • Новая матрица с расширенным динамическим диапазоном в области низкой чувствительности (ISO 160 - 400).
  • Электронный затвор. Бесшумный, не дающий микросмаза, не имеющий ограничений по ресурсу.
  • Защитное стекло перед матрицей. Вся пыль оседает на нём, а поскольку оно отстоит от сенсора довольно далеко, это приводит лишь к падению светосилы, образно говоря, на одну тысячную процента. А ведь, как известно, пылина, прилипшая непосредственно на матрицу (точнее, на поверхность блока фильтров перед ней), явственно видна на изображении стоит лишь слегка поджать диафрагму.
  • Кнопка разблокировки байонета расположена гораздо удобнее, чем у предыдущих моделей. Она замечательно попадает под мизинец левой руки и последующий поворот объектива по часовой стрелке не вызывает ни малейшего дискомфорта. Это очень удобно, если вы привыкли снимать объектив левой рукой, а сменный объектив устанавливать правой (НМВ, для правшей это более естественно).
  • Настраиваемая функциональная кнопка.
  • Кнопка быстрого доступа к основным параметрам съёмки на “стрелке вверх”.
  • 2 колеса управления.
  • PASM на колесе управления.
  • Встроенная вспышка отклоняется вверх.
  • Выступ спереди и накладка под большой палец сзади существенно улучшают хват.
  • Несмотря на небольшую ёмкость аккумулятора, заряда хватает примерно на 1000 кадров, если не злоупотреблять вспышкой, стабилизатором, просмотром отснятого и не оставлять камеру надолго включённой.
  • Отключаемый просмотр отснятого кадра. Странно об этом писать, но в данной системе вопрос более чем актуален.
  • Работа с сериями изображений (просмотр, отбор, удаление) организована достаточно удобно.
  • Интересный дизайн. Да чего уж там, аппарат - просто красавец!
  • Непрерывная фокусировка работает довольно хорошо, что для беззеркалки крайняя редкость. Я даже рискну предположить, что Nikon 1 - вообще единственная беззеркальная система, где следящая фокусировка работает удовлетворительно.
  • При серийной съёмке изображение продолжает выводиться на экран в реальном времени без подвисаний, перерывов и гашений, что для съёмки с проводкой огромное благо.
  • Адекватная цена сразу на старте продаж.


Что не понравилось:

  • Режим работы тачскрина сбрасывается при изменении способа управления зонами фокусировки (мультизонная-точечная-трекинг), при смене объектива и, возможно, ещё в каких-то случаях. Это реально бесит. Нужно, чтобы этот режим изменялся ТОЛЬКО при его сознательной установке и запоминался НАВСЕГДА отдельно для каждого вида фокусировки (включая МФ).
  • Нет ИК-датчиков пульта ДУ. Вообще нет никакой возможности спуска хоть каким-нибудь пультом. Приложение для управления по wi-fi не позволяет менять параметры (и само не может и камеру блокирует), кроме того, wi-fi дополнительно расходует батарейку.
  • Спуск с задержкой (2 или 10 сек.) действует только на 1 кадр. Более того, при нажатии “влево” для повторного выбора съёмки с задержкой, выделение становится сначала на серийную съёмку и надо ещё нажать “вниз”, чтобы переместиться на съёмку с задержкой.
  • Нет брекетинга экспозиции (и вообще никакого). Функционал этот, к сожалению, является критически важным, особенно, при съёмке в сложных условиях освещённости.
  • Настройка кнопки быстрого доступа к основным параметрам съёмки на “стрелке вверх” сбрасывается при выключении аппарата, что напрочь убивает в ней довольно полезное свойство выступать в качестве функциональной.
  • Отдельная (не перепрограммируемая) кнопка для wi-fi - чрезмерное расточительство.
  • Случайное нажатие кнопки wi-fi надолго вводит аппарат в ступор.
  • Нет оперативного переключения режимов просмотра как при съёмке, так и при просмотре (точнее, выбора того, какая информация выводится на экран). В частности, это очень неудобно, поскольку часто информация внизу экрана сильно мешает адекватной оценке композиции кадра при съёмке.
  • Переход на следующий кадр при просмотре с сохранением увеличения возможен только для серии.
  • Нет электронного горизонта.
  • Сила шумодава явно избыточна и не настраивается. В частности, это не позволяет определить наиболее резкий кадр в серии по превьюшке, встроенной в raw.
  • При переключении между режимами P-A-S-M показывается анимация в виде диска режимов в полэкрана, которая блокирует работу на несколько секунд. Похоже, что снова наступили на те же грабли что и с неотключаемым просмотром отснятого кадра в первых моделях.
  • Размер области фокусировки для некоторых случаев (для макро к примеру) слишком велик и не регулируется.
  • Максимальная скорость записи на карту памяти - примерно 15 МБ/с. Заполненный двадцатью raw-ами буфер сбрасывается бесконечные 35 секунд.
  • С объективом 10-100/4-5.6 встроенную вспышку можно использовать только начиная примерно с 30мм. Про бленду вообще лучше забыть. Иначе внизу будет тень от объектива.
  • Управление внешними вспышками не реализовано, а встроенная слишком слабая, на низких ISO от неё почти нет толку.
  • Из-за электронного затвора выдержка синхронизации составляет всего 1/60 секунды.
  • Нет зарядки от USB ни внешней, ни в аппарате.
  • Нет видоискателя и никакой возможности его подключить.
  • Для солнечной погоды экран тускловат даже при яркости +3.
  • Тип карты памяти. Я поначалу не придавал этому значения, но когда пришлось в полевых условиях менять заполненную карточку на новую, понял, насколько неудобны мелкие microSD.
  • При настройке скорости серийной съёмки почему-то не указано число к/с для самого верхнего (медленного) значения.
  • При съемке видео в режиме приоритета выдержки невозможно установить её длиннее 1/100 даже для частоты кадров 15 к/с.
  • Разрешение видео крайне низкое и в 4K и в HD.
  • Максимальная частота 15к/с у видео 4K делает этот режим бесполезным.

Особенности, которые сложно однозначно отнести к плюсам или минусам:

  • Bulb работает очень странно: кнопку спуска надо удерживать нажатой всё время экспозиции. Отсутствие пульта дистанционного управления делает этот вариант установки выдержки абсолютно бессмысленным. Однако, есть странный выход: спуск касанием тачскрина работает как положено. При этом можно либо как-то отсчитать нужное время экспозиции (таймер на экран не выводится) и тыкнуть в экран повторно, либо удовлетвориться выдержкой в две минуты, больше которых bulb не работает и экспонирование завершается автоматически. Должен заметить, что последний вариант меня вполне устраивает.
  • Выбор режима видео 4K реализован, НМВ, довольно спорно: доступен только в расширенном режиме при установке колеса режимов в соответствующее положение. Это делает его использование несколько затруднительным, но, с другой стороны, упрощает переключение между этим недоделанным 4K и нормальным FullHD.
  • Объектив 10-30/3.5-5.6 PZ, идущий в комплекте. Честно говоря, мне этот объектив не понравился и, поскольку непосредственной связи с J5 он не имеет (шел в комплекте и с более ранними моделями), то сначала и писать про него я не хотел, дабы не пополнять и так не маленький список недостатков. Однако более внимательный анализ характеристик и примеров фотографий позволяет немного смягчить “приговор”.

    Сначала о плохом. Самое ужасное - конструкция. Внешне он напоминает объективы дешевых мыльниц. При этом имеет довольно большую толщину, несмотря на складную конструкцию, таким образом, лишая оправдания свой скверный дизайн.

    Зуммирование не имеет прямого привода, хотя и осуществляется кольцом на объективе. Если бы на фотоаппарате был рычажок привода зума, как на мыльницах, я бы это оценил как дополнительное удобство, но тут, по сравнению с предыдущими конструктивами, мы имеем шаг назад, поскольку левая рука не освобождается от необходимости крутить кольцо. При этом теряется дополнительный функционал кнопки разблокировки кольца зума - включение/выключение камеры и привычные тактильные ощущения пределов зуммирования. Ну и жужжит привод чрезмерно громко.

    Отдельного недоумения заслуживает отсутствие на объективе резьбы для установки светофильтров. Оно и понятно: конструкция получилась настолько хлипкой, что перспектива сломать её избыточным усилием при накручивании или откручивании фильтра представляется более чем вероятной.

    Теперь о хорошем. Объектив всё же существенно меньше и легче своего предшественника 10-30/3.5-5.6 и даже немного меньше 11-27.5/3.5-5.6, который хоть и имеет более ровную разрешающую способность по полю кадра, но заметно ограничен в диапазоне фокусных расстояний и лишен стабилизатора изображения.

    При этом, новый 10-30 имеет довольно сложную оптическую схему, более чем наполовину состоящую из специальных (асферических и одного ED) элементов, что благотворно сказывается на его оптических свойствах - контрасте и цветопередаче.

    Есть и другие плюсы. Например, небольшая МДФ, более эффективный стабилизатор и защитные шторки вместо классической крышки, которую можно легкомысленно потерять. Порадовала также скорость, с которой объектив приводится в рабочее положение при включении и складывается обратно при выключении. В общем, не всё однозначно плохо, но если бы при старте продаж была возможность купить камеру без этого объектива, я бы так и поступил.

А теперь давайте попробуем проанализировать положение системы Nikon 1 как системы для travel-фотографии или как системы на все случаи жизни, которую не слишком обременительно постоянно таскать с собой. Я буду исходить из того, что в такой системе должно быть минимум три компонента: собственно камера, сверхширокоугольный объектив и гиперзум - объектив с большим диапазоном фокусных расстояний. Сейчас практически в любой беззеркальной системе такой набор присутствует. Камеру будем стараться подобрать более-менее соответствующую J5 по функционалу. Дополнительно учтём ещё и возможность включения в комплект светосильного нормального (с ЭФР около 50мм)  объектива, который пригодится при съёмке в условиях недостаточного освещения.

Результаты изысканий я свёл в нехитрую таблицу, в которой приводятся данные о текущей цене и весе оборудования наиболее распространённых систем. Размер я не считаю определяющим фактором, да и оценить его сложно. Ну а для полноты картины и оценки масштабов проблемы включил ещё и полнокадровую систему Sony FE (с зеркальными системами в аналогичной комплектации дела обстоят или примерно также или ещё хуже).

Наименование камеры/объектива
Цена, т.р.
Вес, г
Система Nikon 1
Nikon 1 J5 Kit
28
265
Nikon 1 Nikkor VR 6.7-13mm f/3.5-5.6
30
125
Nikon 1 Nikkor VR 10-100mm f/4.5-5.6
22
298
Итого
80
688
Nikon 1 Nikkor 18.5mm f/1.8
10
70
Итого
90
758
Система Micro 4/3
Olympus Pen E-PL7 Kit
26
357
Olympus M.Zuiko Digital ED 9-18mm F4.0-5.6
32
155
Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150mm F4.0-5.6 II
35
285
Итого
93
797
Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8
23
137
Итого
116
934
Система Sony E
Sony Alpha ILCE-5100 Kit
30
283
Sony E 10-18mm F4 OSS
50
225
Sony E 18-200mm F3.5-6.3 OSS LE
35
460
Итого
115
968
Sony E 35mm F1.8 OSS
20
155
Итого
135
1123
Система Sony FE
Sony Alpha A7 Body
75
474
Sony FE 16-35mm F4 ZA OSS Vario-Tessar
75
518
Sony FE 24-240mm F3.5-6.3 OSS
65
780
Итого
215
1772
Sony FE 55mm F1.8 ZA Carl Zeiss Sonnar
60
281
Итого
275
2053

Даже беглый взгляд на эти данные позволяет заметить, что никаких очень уж серьёзных преимуществ у никоновской системы нет. Прирост цены и массы комплекта при каждом удвоении площади матрицы составляет всего около 20%, кроме, разумеется, полнокадровой системы Sony. А если учесть, что, в отличие от системы Nikon One, остальные имеют довольно развитый вторичный рынок, то и так не очень значительное преимущество в стоимости теряется совсем. Таким образом, выбирая систему для путешествий “с нуля”, я бы цено-весовые факторы не рассматривал. Должен сказать, что с точки зрения рыночных перспектив Никона это довольно печальное обстоятельство. Но, как известно, “зло” кроется в деталях.

Начнём с несколько нестандартного формата кадра системы Micro 4/3. Если планируется смотреть фотографии на экране телевизора, то кроп до формата 16:9 “съест” довольно заметную часть матрицы. Похожим образом обстоят дела и с печатью в наиболее распространённых форматах 10х15 и 20х30. А поскольку прирост качества картинки там и так не очень большой, то выбор в пользу этой системы придётся обосновывать как-то ещё. Дополнительным минусом я считаю очень и очень слабые оптические достоинства объектива Olympus 9-18/4.0-5.6. Понятно, что в системе есть и другие сверхширокоугольники, но они уж совсем плохо вписываются в концепцию из-за массогабаритов, да ещё и значительно дороже. А вот никонвановский 6.7-13 очень хорош и энергично тянет чашу весов в сторону комплекта на основе J5, если, конечно, объектив такого типа вообще хоть как-то важен для вас.

С APS-C системой Sony всё намного лучше. И объективы там оптически не хуже никоновских и прирост качества изображения уже вполне заметен, поскольку площадь матрицы больше примерно в 4 раза. Но этот же большой размер матрицы во многих случаях оказывает медвежью услугу. Проблема в глубине резкости. Чем больше матрица, тем, при прочих равных, меньше область пространства, которая воспринимается достаточно резкой. Вот например:


Этот кадр снят на J5 объективом 10-100/4-5.6 на максимальном зуме (ЭФР 270мм) при диафрагме F8 и выдержке 1/100. Для сохранения той же глубины резкости полуторакропному аппарату пришлось бы закрыть диафрагму до F16, а чувствительность увеличить в 4 раза, поскольку выдержку делать длиннее нельзя из-за опасности шевелёнки (лебеди постоянно движутся) и смаза. Увы, это практически полностью лишило бы его большую матрицу преимуществ в качестве изображения. В путешествии очень многие кадры (не абсолютно все, разумеется), снятые на большом фокусном расстоянии, сталкиваются с этой проблемой, поскольку контекст (будь то передний план или фон) не менее важен, чем непосредственный объект съёмки и допускать даже небольшое его размытие нежелательно. А хуже всего то, что при съёмке аппаратами с большой матрицей, о глубине резкости надо думать и заботиться постоянно. В поездке с плотным графиком времени на это обычно нет. Вы успеваете лишь вскинуть камеру, скомпоновать кадр за секунду и нажать на спуск.

Есть у Сони и гораздо более однозначный недостаток и касается он наиболее важного компонента трэвел-системы - гиперзума. Дело в проблемах фокусировки на больших фокусных расстояниях. Работает она медленно и часто сопровождается “рысканьем”, которого не должно быть у нормально работающей гибридной системы автофокуса. Особенно характерно такое поведение для условий плохого освещения и, к сожалению, касается полнокадровой системы тоже.

Наверное, если как следует поискать, можно обнаружить и другие недостатки в альтернативных Nikon 1 системах. Сложно сказать, какие из них насколько существенны, но надо помнить, что кроме всего этого, одной из наиболее важных характеристик фотоаппарата является удобство, простота и вообще беспроблемность работы. И вот тут уже каждый решает сам, поскольку вопросы эргономического характера зачастую зависят от личного опыта, сложившихся привычек и способности быстро освоить управление сложным устройством. Лично мне эргономика камер Sony не нравится, причём касается это и меню и физических элементов управления, расположенных на корпусе камеры и объектива.

А вот к эргономике J5 у меня серьёзных претензий нет. Аппарат удобно держать, насколько это вообще может быть удобно при таком размере. Всё на своих местах и работает без малейших задержек, пауз, подвисаний или заминок. Основные претензии - к урезанному функционалу и серьёзным недоработкам в логике работы программного обеспечения камеры, которые я перечислял выше.

Теперь попробуем реалистично взглянуть на качество изображения, которое способно выдать нам новая 20-мегапиксельная матрица Nikon 1 J5. Естественно, никакого чуда тут ждать не приходится, но так ли всё плохо? Нет, я так не думаю. В не самых сложных условиях освещения с этой матрицы можно получить удовлетворительную картинку в разрешении 4K - 2160 пикселей по вертикали и 3240...3840 по горизонтали (в зависимости от необходимости приводить кадр к стандартному соотношению сторон 16:9). Причём не менее сильным сдерживающим фактором тут становится недостаточная разрешающая способность некоторых объективов. И, к сожалению, в наибольшей степени это касается часто используемого мной гиперзума 10-100/4-5.6, особенно на больших фокусных расстояниях.

Несколько больше проблем возникает в ситуациях, когда требуется радикальная постобработка: проявляется недостаточный “запас прочности” raw-данных. К сожалению, диапазон возможностей по подъёму теней и восстановлению пересветов ограничен тут заметно сильнее, чем у полнокадровых и APS-C сенсоров, но, конечно, он значительно шире, чем у сенсоров 1/2.5...1/1.7, применяемых в обычных “мыльницах”. Вдобавок к этому, трудности возникают при усилении контраста отдельных диапазонов яркости увеличением наклона кривых. Проявляются заметные шумы и теряется плавность цветовых и тональных переходов. Ситуацию спасает ресайз до разрешения FullHD (1080 пикселей по вертикали, 1620...1920 по горизонтали), но отказ от перспективы получить высококачественную картинку в 4K разрешении не слишком вдохновляет.

В значительной степени скомпенсировать такую узость возможностей конвертации raw может применение технологии HDR, когда одна и та же сцена снимается несколько раз при разных экспозициях: недодержки предохраняют от выбитых светов, а передержки обеспечивают хорошо проработанные тени. Дальше такую серию кадров можно “склеить” с помощью специальных программ или даже Adobe Lightroom начиная с 6-й версии. Увы, применение такого подхода принципиально ограничено статичными изображениями, например, пейзажами (хотя, как раз именно в таких случаях и требуется максимальное качество изображения), а немалую дополнительную сложность вносит отсутствие в камерах системы Nikon 1 режима брекетинга экспозиции и дистанционного управления. Тем не менее, подход имеет право на жизнь, несмотря на трудности и ограниченность применения.

Например, вот так выглядит нормально проэкспонированный кадр, снятый в сложных условиях вечернего освещения, полученный прямо из фотоаппарата при стандартных настройках (камерный jpeg):

Конечно, хотелось бы сделать его немного “поживее”, чтобы сцена выглядела примерно так, как мы бы её воспринимали собственными глазами. Попутно устраняем небольшой завал горизонта - сказывается отсутствие в камере электронного уровня:

На первый взгляд, очень уж сильная обработка не требуется, однако даже минимально необходимое “подтягивание теней” и подъём контраста приводят к росту зашумленности (которая и без того была далека от идеала), что хорошо видно на 100% кропе из одиночного кадра:
Crop-NoNR.jpg

Та же обработка, применённая к “склеенной” Лайтрумом серии из 5 кадров, снятых с изменением экспозиции на 1 стоп, даёт уже более чем приемлемую картинку. Видны лишь незначительные артефакты сжатия jpeg:
Crop-HDR.jpg

Получить такое же качество с помощью одного лишь программного шумоподавления не получится, поскольку это вызовет серьёзную потерю мелких деталей и, как следствие, фактуры поверхностей:
Crop-NR25.jpg

Однако, детализация падает всё же не катастрофически, кроме, разве что, областей, подвергшихся большему осветлению:
Crop-2-HDR.jpg   Crop-2-NR25.jpg

К сожалению, даже в разрешении FullHD такое отшумодавленное изображение выглядит для опытного глаза слегка замыленным. Тем не менее, получить картинку приемлемого уровня, как правило, возможно даже из одного кадра. Прежде всего, подавлять шум надо выборочно: только там, где в принципе нет и не должно быть мелких деталей (например, на небе). Те части изображения, которые содержат большое количество мелких деталей, не слишком страдают от шумов. Скорее даже наоборот - они выглядят более резкими и “хрусткими”.

Если кто-то ещё не получил должный заряд оптимизма, могу сказать ещё вот что: по своим техническим характеристикам матрица J5 равноценна матрице топовой APS-C камеры 2005 года - Nikon D200 (и даже слегка её превосходит). И ведь тогда, 5-10 лет назад, ничто не мешало снимать на эту камеру истинные шедевры! А что может помешать сейчас?

Ну и в заключение - немного примеров. Всё снято на J5 в raw. Объективы - 6.7-13/3.5-5.6, 10-100/4-5.6 и 18.5/1.8. Обработка Lightroom 6. Фото в разрешении 4K - 2160 пикселей по высоте доступны в альбоме Picasa.


























© Сергей Смирнов 2015

Комментариев нет:

Отправка комментария