суббота, 16 апреля 2016 г.

Осторожно! Полный кадр!

Казалось бы, ну чего тут бояться? Неужели он такой полный, что чего-то, например качество изображения, вот-вот польётся через край? Конечно, нет. Просто надо помнить, что у любой медали всегда две стороны. Помимо прочего, все мы любим пресловутый фуллфрейм за возможность по-полной использовать глубину резкости для придания большей художественности нашим шедеврам. Любим ровно до того самого момента, когда надо снять макро или пейзаж с близким передним планом.

Вот тут становится понятно, что как диафрагму не зажимай, а всё что нужно резким не будет. Нет, ну то есть f45 может помочь, но так ли много объективов позволят её выставить и так ли всегда можно использовать штатив, чтобы снимать при такой диафрагме без смаза, не задирая ISO до запредельных значений? А неизбежное падение детализации из-за дифракции куда девать? Вот то-то и оно....

Разумеется, проблема не нова и во весь рост стояла ещё в пленочную эпоху. Тогда её решали той самой f45 и в некоторых случаях с помощью тилт-шифт объективов. В пейзаже ещё использовали полу(макро)линзы. Такие решения, к сожалению, либо не слишком универсальны, либо неудобны, либо дороги, либо не обеспечивают приемлемое качество изображения, либо вообще всё это вместе.

Но мы-то уже в XXI веке живём и техника у нас цифровая, а значит позволяет привлечь для решения некоторых проблем компьютерную обработку. Так вот! Именно возможность изощренной постобработки позволяет решить проблему чрезмерно узкой ГРИП наиболее просто и радикально - с помощью подхода, именуемого focus stacking. Суть его следует из названия: снимается несколько кадров с разным положением плоскости фокусировки, а потом они “склеиваются” так, что в итоговое изображение попадают только резкие области с каждого кадра.

К сожалению, для таких областей фотографии, как макросъёмка эта методика довольно сложна и зачастую требует дорогостоящего дополнительного оборудования, позволяющего “нарезать” десятки “слоёв” с прецизионной точностью. И хотя результат того стоит, будем считать, что нам он не доступен по чисто техническим причинам. А вот в пейзажной фотографии всё существенно проще. Зачастую достаточно буквально двух кадров, снятых с рук, а значит, разговор можно уже перевести в практическую плоскость.

Итак, первая задача - сделать минимум пару кадров, меняя лишь положение точки фокусировки. Если фотоаппарат имеет тачскрин, то всё совсем просто: устраиваемся поудобнее, чтобы камера не ёрзала и тык-тык-тык по экранчику в разных местах. Всё, готово. Если тачскрина нет, то дело дрянь: сменить положение точки фокуса так, чтобы кадр не съехал без штатива крайне проблематично. Могу предложить действовать следующим образом: сначала надо установить зону фокусировки (единственную и не слишком широкую) на ту область кадра, где нужна резкость во втором снимке. Потом полунажатием кнопки спуска навестись этой зоной на область, которая должна быть резкой у первого кадра, перекадрировать как задумано, снять этот первый кадр и отпустить кнопку спуска. Дальше, не меняя положения камеры, сделать второй кадр - ведь зона фокусировки окажется уже в другом, нужном месте, которое было выбрано для неё в начале. Так получится всего два кадра, но зачастую и этого достаточно. Всё просто и не занимает много времени. Теперь остаётся “сущий пустяк” - правильно склеить эту парочку.

Пойти можно разными путями. Наиболее универсальный и при этом дающий максимально предсказуемый результат - сделать всё в ручном или полуавтоматическом режиме. Ага, Фотошоп, слои, маски, кисти-ластики. Тут, грубо говоря, сколько сил и времени потратишь, такое качество картинки и получишь. Конечно, хотелось бы попроще и побыстрее. К счастью, существует несколько программ, способных решить проблему с минимальным вмешательством человека.

К сожалению, практически все они так или иначе платные и зачастую платные весьма ощутимо. Я остановился на той, разработчики которой просят с вас ровно столько, сколько вы готовы заплатить (donationware). По сути, это плагин к Лайтруму, представляющий из себя нехитрый интерфейс к открытой бесплатной утилите командной строки enfuse. Соответственно и называется он незамысловато: LR/Enfuse.

Сначала надо скачать zip-архив с плагином, распаковать его в любое удобное место и с помощью мереджера плагинов LR зарегистрировать в системе. Неоплаченная версия имеет единственное ограничение: на выходе получается изображение максимум в 500 пикселей по длинной стороне.

Для работы плагина нужны две программы: собственно enfuse и ещё одна для автоматического выравнивания изображений. Их надо скачать-установить, нажав соответствующую кнопку в форме настройки плагина.

После перечисления разработчику с помощью банковской карты или PayPal суммы, которая вас устраивает (я отправил им 10 Евро, но, думаю, сгодится и меньше), на указанный адрес электронной почты сразу приходит два письма: от платёжной системы с реквизитами платежа и от разработчиков с кодом регистрации. Код надо скопипастить в соответствующее поле формы, которая отображается менеджером плагинов Лайтрума. Тут наш плагин мгновенно становится полнофункциональным.

Ладно, выделим два кадра с разным распределением резкости и запустим плагин. К примеру, во эти:


На самом деле, это яркий пример случая, когда проще достичь качественного результата вручную, однако использование плагина к Лайтруму позволяет вообще обойтись без внешнего графического редактора, что, несомненно, удобно.

Первая вкладка интерфейса плагина предназначена для общего конфигурирования. В частности, тут можно установить пару ранее упоминавшихся программ, необходимых для его работы.

Следующая вкладка уже имеет непосредственное отношение к процессу объединения кадров: она отвечает за выравнивание. Как ни пытайся удержать камеру ровно, а второй кадр всё равно сдвинется хотя бы на несколько пикселей. А более вероятно - на несколько десятков.

Но если был использован штатив, то галочку “Automatically align images...” можно и не ставить. Галочка “Optimize field of view...”, скорее всего, отвечает за коррекцию небольшого “дрейфа” фокусного расстояния в зависимости от дистанции фокусировки. Пусть она будет установлена. Ну а пара полей для ввода чисел призваны “порулить” точностью совмещения путём изменения количества контрольных точек. Этими значениями есть смысл поиграться, если изображения хорошо поддаются выравниванию, а результат не получается удовлетворительным сразу.

Сам по себе плагин LR/Enfuse является универсальным и позволяет также “собирать” HDR-изображения. Пожалуй, это даже его основное назначение. Здесь точность совмещения не только критична, но ещё и возможна. А вот когда есть два кадра с обширными и практически не пересекающимися областями резкого изображения (как на нашем примере), даже вручную совместить их точно представляется крайне сложной задачей. Поэтому не удивляйтесь частому отказу плагина с сообщением об ошибке выравнивания. Как с этим побороться рассмотрим чуть позже, а пока перейдём на самую интересную третью вкладку.
Enfuse работает довольно бесхитростно: на основании некоторых критериев делает отдельные области изображений прозрачными, а затем их суммирует. Таких критериев тут целых три штуки: первый - экспозиция - может пригодиться при сборке HDR, поэтому задвинем его в ноль. Следующий - насыщенность - существенной роли не играет и для начала можно оставить его в значении по-умолчанию 0.2 (зачем он установлен в 1 на скриншоте я поясню потом). А вот третий критерий - это наше всё - контраст. Загоним его в единицу. Галочка "Hard Mask" выключает лёгкое размытие зон перехода между областями, позаимствованными из разных кадров-источников. Конечно же, нам такая плавность ни к чему, так что включим её. Продвинутые опции трогать не станем.

Последняя вкладка позволяет задать опции сохранения результата. Думаю, что в каком-то подробном описании они не нуждаются. В конце, перед запуском процесса, имеет смысл сохранить установки в собственный пресет с помощью выпадающего списка вверху окна.
Я ещё поставил галочку “Reimport image into Lightroom”, чтобы сразу увидеть результат и тут же подвергнуть его дальнейшей обработке, если что-то не устраивает. Теперь, наконец, стартуем. Через некоторое время в лайтрумовской библиотеке появляется результат. И, должен сказать, он практически наверняка окажется обескураживающе негодным.


Почему такое происходит? Видимо, расфокусированная область не воспринимается программой, как имеющая совсем уж нулевой контраст. Очевидно, что ей нужна какая-то подсказка. Вот для этого и воспользуемся критерием насыщенности. Установим его в “1”, а области, которые не хотим видеть в итоговом изображении обесцветим средствами локальной коррекции Лайтрума. Примерно так:


Аналогично оформим второй кадр, обесцветив градиентом размытую каменную кладку в левой части. Ну и до кучи усилим резкость в надежде, что это облегчит программе мучения по выравниванию. Ещё один “прогон” и вуаля:


Всё “срослось” как надо или очень близко к тому. Особенно этот плагин будет полезен в ситуациях, когда области высокой резкости имеют сложную форму, вроде пейзажей с травой, цветами, ветками и т.п. на переднем плане, особенно, если количество совмещаемых кадров больше двух. Ну и напоследок хочу обратить внимание на то, что порядок, в котором выделены кадры в Lightroom, имеет значение. А выравнивание так вообще выполняется всегда по первому (текущему) кадру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий