среда, 18 апреля 2018 г.

Технический обзор Panasonic Lumix TZ200



Прежде, чем начинать ругать или хвалить TZ200, я хочу отметить одну очень важную вещь: на сегодня ему нет альтернатив. Вся остальная техника имеет своим девизом «размер, качество, диапазон: выбери любые два». Тут выбирать не нужно, поэтому речь скорее не про покупать или нет, а про то, с чем придется смириться, что учесть, а чему порадоваться.

Цена TZ200 по предварительной информации будет составлять 59999 руб. Начало продаж планируется только на начало мая, однако, в московское представительство Panasonic уже прибыл предпродажный образец, который мне любезно предоставили на недельный тест. Несмотря на то, что на документации явно написано, что это прототип, в камере установлена прошивка версии 1.0 и каких либо сбоев или проблем программного характера я не заметил.


Несмотря на риск вступить в противоречие с заголовком обзора, я не хочу углубляться в технические характеристики TZ200. На российском сайте их пока нет, а переводить с английского такой объем информации слишком трудоёмко ради простой формальности. Поверьте, там всё вполне на современном уровне, а о самом важном, что надо знать - о размере матрицы и самой камеры, о размахе зума я, разумеется буду упоминать по ходу повествования. А чтобы не портить настроение в конце, о не самом хорошем напишу в начале.

Что не понравилось:

  • Неподвижный экран. Съемка с верхней точки, когда солнце сзади, очень затруднительна. Хотя, справедливости ради надо сказать, что если бы экран был без просветляющего покрытия, вообще ничего не было бы видно. К сожалению, если попытаться прикрыть экран от солнца рукой, срабатывает переключение на видоискатель. Как с этим справиться я пока не знаю.
  • Тачскрин часто дает непреднамеренные срабатывания. По этой причине совершенно невозможно пользоваться установкой зоны фокусировки при визировании через видоискатель, так как нет никакого ограничения рабочей зоны. Также точка фокусировки регулярно улетает в правый верхний угол из-за случайного касания большим пальцем. В итоге, мне пришлось тачскрин выключить совсем. Конечно, эти неприятности было бы можно устранить программно с помощью настраиваемых ограничений рабочей зоны тачскрина, но станет ли Panasonic заморачиваться - большой вопрос.
  • Болтается линза в ВИ и из-за этого плавает резкость картинки в видоискателе, если наклонять аппарат вверх-вниз. Видимо, сборщики предпродажных образцов всё же накосячили. PS: У серийного экземпляра всё в порядке.
  • Диафрагма зажимается всего до f8. Бывают случаи, когда нужна f11 для большей ГРИП. Для дюймовой матрицы это не вызовет катастрофических проблем из-за дифракции.
  • Нет резьбы для светофильтров на объективе, хотя понятно, что при такой хлипкой конструкции это едва ли возможно.
  • Выдвижение объектива при включении, зуммирование - всё не быстро. Но, правда, и не безнадёжно медленно.

Не плюсы и не минусы. Просто особенности:

  • Выключатель питания сделан довольно необычно и требует привыкания. Ещё он требует аккуратности, когда запихиваешь аппарат в чехол: очень велика вероятность случайно сдвинуть этот рычажок в положение "ON".
  • Внешний диаметр объектива 40.25 мм, внутренний - 34.25 мм. Однако, если на эти 3 мм наклеить адаптер светофильтров, то он закроет все надписи на объективе.
  • Передняя панель - металл. Задняя - пластмасса.
  • Вес с аккумулятором, картой памяти и комплектным шнурком - 335 г.
  • Стабилизатор только в объективе. “Пятиосевой” стабилизатор матрица+объектив, конечно, мощнее, но не стоит забывать, что требует дополнительного пространства и утяжеляет аппарат, а тут вес уже и так на пределе.
  • Полное нажатие кнопки спуска чуть туговато, но в пределах нормы. На крайний случай, есть возможность включить спуск затвора полунажатием и фокусировку одной из настраиваемых кнопок.

Что понравилось:

  • Хорошая дюймовая матрица: не шумная, с достаточным ДД, с хорошими цветом. Мегапикселей многовато (20), но это не к Панасонику претензия.
  • Очень богатые настройки. Структура меню немного сумбурная, но привыкнуть можно, к тому же есть настраиваемое пользовательское меню.
  • На диске управления предусмотрено положение для быстрого доступа к сохраненным настройкам (3 штуки). На TZ80 я этой возможностью активно пользуюсь.
  • ЭВИ стал получше. Он крупнее (увеличение 0.53 против 0.46), детализированнее (считай вдвое) и… как бы натуральнее что ли… По крайней мере, ощущение телевизора в конце длинного коридора больше не возникает.
  • Резиновые накладки спереди и сзади существенно улучшили хват по сравнению с TZ100 и LX15.
  • У экрана довольно эффективное антибликовое покрытие.
  • TZ200 в сером исполнении (я бы назвал его титановым) смотрится гораздо приятнее, чем серый TZ100. Я всё равно предпочитаю черный цвет корпуса, но и серый теперь не вызывает отторжения.
  • Усилия нажатия и поворота всех кнопок и крутилок для меня просто идеальные.
  • Относительно небольшой вес и габариты аппарата. При таком размере матрицы и диапазоне зума аналогов просто нет.
  • Если включить аппарат при зажатой кнопке просмотра, то он сразу переходит в режим просмотра и не выдвигает объектив.
  • Можно настроить режим просмотра так, чтобы объектив не втягивался.
  • Брекетинг и спуск с задержкой больше не являются взаимоисключающими установками. Теперь серию можно запустить с 2-х или 10-и секундной задержкой. Это редкая и крайне полезная возможность, которая в значительной степени делает ненужным дистанционное управление.
  • При зуммировании выводит на экран фокусное расстояние в полнокадровом эквиваленте, а не какой-то непонятный множитель.
  • Встроенную вспышку можно направить вверх.
  • Лаг спуска затвора практически полностью отсутствует. Что видно в видоискателе в момент спуска затвора, то и на снимке.
  • Есть функция постоянного подключения по Bluetooth. Это позволяет синхронизировать время и записывать координаты. Также можно сразу передавать отснятые фото, для чего автоматически включается Wi-Fi (только снимать надо в jpeg или в raw+jpeg). Дополнительным удобством можно считать то, что через Bluetooth камера и приложение Image App могут автоматически “спариваться” (не нужно вводить пароль, как при подключении только по Wi-Fi). Правда, к сожалению, для этого всего необходимо, чтобы приложение Image App было запущено. Оно умеет работать когда телефон заблокирован, но не умеет работать в фоне (либо я не разобрался, как этого добиться). Также по Bluetooth (то есть в экономичном режиме) осуществляется простейшее управление камерой - спуск затвора, в том числе в режиме Bulb.
  • Стабилизатор не плох. Не сногсшибательный, но вполне годный.
  • Автофокус достаточно шустрый. Даже следящий работает вполне прилично, если не пытаться снимать что-то очень уж динамичное (с быстро идущим навстречу человеком он справится легко) и совсем уж в потёмках.
  • Обработка raw в камере. Правда, почему-то, делать это на большом экране через HDMI нельзя.
  • Можно снимать одной рукой без особых затруднений (включение/выключение, зуммирование, установка основных параметров). Очень актуально, например, во время дождя, когда во второй руке зонтик.
  • Зарядка от USB.
  • Довольно долго работает без подзарядки.
  • Аккумулятор - обычный DMW-BLG10E. Он много где используется, так что если есть ещё какой-то панасониковский аппарат, то велика вероятность, что запасной аккумулятор у вас уже есть. У меня такой в TZ80.
Теперь немного примеров. Самое интересное - это широкий угол. Понятное дело, что чудес там быть не может. Вопрос - насколько. Итак, вот кадр, сконвертированный из raw с умолчательными настройками SilkyPix Pro8 for Panasonic:


Особенностью этой специальной версии SilkyPix является весьма качественная поддержка камер Panasonic. Но если использовать другой конвертер, то можно увидеть, как обстоят дела на самом деле:


На первый взгляд, выглядит пугающе, но сейчас все так делают. Думаю, что теряется лишь пара-тройка мегапикселей, что не такая уж и большая цена за 24 мм на широком конце пятнадцатикратного зума. Кроме того наблюдается незначительный децентеринг, однако на практике после всех коррекций это едва заметно. Всё же оптика довольно качественная, несмотря на большую кратность и компактность. Конечно, не стоит ожидать разрешающей способности, не уступающей аппаратам тяжелого класса вроде Panasonic FZ2000 или Sony RX10. Однако, она вполне приемлемая, особенно если учесть, что от дюймовой матрицы вообще странно требовать выдающегося качества картинки.

На противоположном конце всё тоже не сахар, хотя и не очень кисло. Конечно, все 20 Мп на 132 мм объектив не разрешает, но нет и ощущения откровенного мыла. К тому же, надо принимать во внимание, что SilkyPix - далеко не король детализации, да и мой опыт пользования этим конвертером, мягко говоря, не богат. Впрочем, судите сами. Наиболее, на мой взгляд, удачные кадры я выложил в альбом на Flickr:


А поскольку часть из них снималась в raw+jpeg, то можно оценить и качество картинки, выходящей непосредственно с камеры:


Ещё интересно, что несмотря на всю свою премиальность, камера выглядит почти как обычная мыльница с длинным хоботом и простая публика на неё не обращает никакого внимания. Очень здорово, что на улице мои фотографические упражнения были всем совершенно безразличны.

Итак, что в остатке? Конечно, ценник довольно кусачий. Но если хочется универсальности, качества картинки и более чем умеренных массогабаритов одновременно, то придется раскошелиться. Единственный похожий вариант - предыдущая модель этой серии - TZ100, который примерно на четверть дешевле, но хуже практически во всём, кроме размера сенсора. Тем не менее, я бы не сбрасывал со счетов этого "старичка", особенно учитывая частые распродажи старых и/или не слишком ходовых моделей. Возможно, Panasonic последует примеру Sony и станет продавать эти две камеры параллельно.

Однако, не стоит обольщаться. TZ200 обладает рядом довольно серьёзных преимуществ перед TZ100:
  • Благодаря резиновым накладкам спереди и сзади он гораздо надёжнее сидит в руке.
  • Имеет значительно более дальнобойный объектив. Это, конечно, моё личное мнение, но для универсального тревел-зума необходим диапазон минимум от 24 мм ЭФР (лучше от 18-20 мм, но таких считай не делают) и до хотя бы 500 мм. 360 мм уже очень близко к идеалу. В принципе, поскольку в природе есть и 40-кратный гиперзум в аналогичном форм-факторе от Кэнон, можно ожидать 20-кратного в следующих версиях TZ, а большего и не надо.
  • Размер изображения в видоискателе TZ200 наконец-то переступил за границу зоны комфортности. А вот тем глазком, что встроен в TZ100 (и в TZ70/80/90), пользоваться крайне затруднительно.
  • "Низкокалорийный" Bluetooth позволяет держать аппарат постоянно подключенным к смартфону или планшету.
Так что есть о чём подумать.


6 комментариев:

  1. Купил себе данный аппарат и ни разу не пожалел! Перед покупкой облазил ютуб, не весь, но много. Наткнулся на Майка Топтыгина из Питера. Искал я тогда себе камеру, которая будет снимать и фото и видео с хорошим "относительно" конечно, качеством. Глаз пал на sony rx 100 версии v, хорошая оптика, фокус отличный огромная зона покрытия. Долго думал, пересматривая Топтыгина, и тут наткнулся на его же видео с панасоником TZ 100. У него были две реплики, одна из которых меня предопределила на покупку "дюймовочек" камер, а вторая на покупку слоника-панасоника. Почему "дюймовочка"!, да потому что Топтыгин прав! Камера оптимальна и важна та!, которая всегда с собой, если ты любитель снимать неожиданности жизни, некий эксклюзив, момент! Эти камеры с дюймовой матрицей очень компакты, достаточно, и даже более чем - чень качественны в съемке. Большая камера берется с неохотой на прогулку в отличии от этих мини. Вторая его реплика - это,то, что мобильные телефоны сейчас настолько стали напичкивать хорошей оптикой и новыми технологиями, что по сути они эти мини камеры стали как бы не актуальны на рынке. Но! решение с зумом у панасоника оставляет конкурентов и мобильники позади, хотя sony rx 100 все версии очень популярны из-за отличного качества съемки, как фото, так и видео.
    Теперь про панасоник 200 - Аппарат просто потрясающий, есть мелкие недочеты, все они описаны выше у автора статьи. Но я по настоящему оценил его, как раз из-за того, что он всегда теперь со мной. купил для него сумку маленькую через плечо и все, он не мешает даже. Помимо фотографий с макросъемкой порадовало видео с кучей настроек, предустановок. Единственное, не могу понять как снимать видео с супер замедленной съемкой. Там всего несколько секунд, как у сонек, но оно есть, читал где-то. Если, кто знает, подскажите пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  2. Смотрите в настройках, а вообще 4К он долго по времени писать не будет (как любая компактная техника). Сам дааавно хочу купить себе компакт фото-т, качественный дюймовочку. Купил бы сони rx 100, но останавливает по сей день раздражающий зум, аж 4-кратный! (3,6), кому он нужен с таким позорным зумом!? Думал было бы хоть 10-кратный, купил, пусть продают дальше. Я такой не куплю. А вот панасоник TZ 200 присматриваю. Хотя Ашим (он же Топыгин) как-то неоднозначно высказался поэтому панасонику.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Купил бы сони rx 100, но останавливает по сей день раздражающий зум, аж 4-кратный!" Sony RX 200 m6 - восьмикратный зум. Классная камера. Топовая. Но цена кусачая!

      Удалить
    2. Однако, как сам Mike обмолвился в комментарии на мой вопрос по таймлапсу, на сегодняшний день он пользуется именно Панасоником TZ200...

      Удалить
  3. Большое спасибо. Фотки великолепные.

    ОтветитьУдалить
  4. Ясно. Увы, СонЬка рулит..

    ОтветитьУдалить