воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Осенние итоги 2013

Для основных производителей фототехники настали непростые времена. Рыночная ниша зеркальных камер с сенсором формата APS-C на сегодня наполнилась почти до краёв, да ещё и стала сокращаться под напором беззеркалок. Последним до популярности классических DSLR ещё далеко, но тенденция уже очевидна. Зато топовые мыльницы ими уже практически полностью "съедены". Дешевые мыльницы также находятся на последней стадии вымирания, беспощадно вытесняемые камерами смартфонов. Тем не менее, какое-то жизненное пространство у них ещё осталось, но сейчас не об этом. Лично для меня куда важнее проанализировать наметившиеся тенденции в развитии техники с матрицами APS-C и FF.

Фактически, ещё в начале прошлого года Nikon поднял планку качества изображения на новую высоту, выпустив D800 в дорогом сегменте, а затем D3200 в дешевом. Год назад за ним последовал D5200, а затем и D7100. Таким образом, вся линейка зеркальных камер этого производителя ушла в заметный отрыв от конкурентов. Следствием этого станет неизбежное ужесточение стандартов качества коммерческой фотографии. Боюсь, что уже сегодня перспективы коммерческого применения фотографий с 16-мегапиксельных матриц представляются довольно унылыми. Фактически, на данный момент использовать камеру с матрицей меньше 24 мегапикселей, имея ввиду возможность продажи результатов, уже неинтересно.

Однако, этих 24-мегапиксельных аппаратов у Никона образовалось довольно много. Понятное дело, что если устраивает форм-фактор и ценник D7100, то вариантов нет, а вот в противном случае можно голову сломать пытаясь разобраться что больше подходит. В итоге, осознав неизбежность замены D5100, я стиснул зубы и проделал некоторую нудную и скучную работу по выявлению различий между всеми актуальными моделями камер Никон, включив сюда для расширения кругозора и 16-мегапиксельный D7000, цена которого упала достаточно для включения в целевую группу. Итак:

D5300 против D5200:
  • У D5300 есть встроенные модули wi-fi и GPS.
  • У D5300 нет противомуарового (AA) фильтра перед матрицей. Как у D7100.
D5200 против D5100:
  • У D5200 39 датчиков АФ (9 крестовых) против 11 (1 крестовой) у D5100.
  • У D5200 2016-точечный датчик экспозамера против 420-точечного у D5100.
  • У D5200 скорость серийной съёмки 5к/с против 4к/с у D5100.
  • У D5200 24Мп матрица против 16Мп у D5100, при этом ДД, шумы, цветопередача у D5200 чуть лучше (примерно до полстопа), особенно на высоких ISO.
  • У D5200 заявлена поддержка UHS-I карт памяти.
  • У D5200 есть продвинутая система Авто-ISO от D7100.
  • У D5200 чуточку шире диапазон диоптрийной коррекции видоискателя в плюсовую сторону. Совсем немного, +1.0 вместо +0.7, но мне хватило, чтобы отказаться от корректирующего наглазника.
D5200 против D3200:
  • У D5200 есть откидной экран.
  • У D5200 39 датчиков АФ (9 крестовых) против 11 (1 крестовой) у D3200.
  • У D5200 2016-точечный датчик экспозамера против 420-точечного у D3200.
  • У D5200 скорость серийной съёмки 5к/с против 4к/с у D3200.
  • У D5200 14-битный raw против 12-битного у D3200.
  • У D5200 есть брекетинг.
  • У D5200 есть режим интервальной съёмки.
  • У D5200 есть продвинутая система Авто-ISO от D7100.
D5200 против D7000:
  • У D7000 профессиональный корпус из магниевого сплава с пылевлагозащитой, который лучше лежит в руке и имеет больше органов управления.
  • У D5200 есть откидной экран.
  • У D5200 корпус меньше и легче.
  • У D7000 настоящая стеклянная пентапризма с увеличением 0.94х и 100% покрытием против пластикового пентазеркала с увеличением 0.78х и 95% покрытием у D5200.
  • У D7000 скорость серийной съёмки 6к/с против 5к/с у D5200.
  • У D7000 есть собственный мотор фокусировки и, соответственно, поддержка "отвёрточных" (не AF-S) объективов.
  • У D7000 есть пользовательская коррекция бэк/фронт фокуса для различных объективов.
  • У D5200 24Мп матрица против 16Мп у D7000, при этом ДД, шумы, цветопередача у D5200 чуть лучше (примерно до полстопа), особенно на высоких ISO.
  • У D7000 есть функция беспроводного управления внешними вспышками с помощью встроенной вспышки.
  • У D7000 более ёмкий (но и более дорогой) аккумулятор.
  • У D7000 шире диапазон диоптрийной коррекции видоискателя (от -3 до +1 против от –1,7 до +0,7).
  • У D7000 есть предварительный подъём зеркала.
  • У D7000 есть электронный уровень.
  • У D7000 минимальная выдержка 1/8000 против 1/4000 у D5200.
  • У D7000 выдержка синхронизации 1/250 против 1/200 у D5200.
  • У D5200 есть режим интервальной съёмки.
  • У D7000 два гнезда для карт памяти.
  • У D5200 заявлена поддержка UHS-I карт памяти.
  • У D5200 есть продвинутая система Авто-ISO от D7100.
Выводы из этого сравнения можно сделать довольно противоречивые. С одной стороны, преимущества D5200 над D5100 очевидны и я купил эту модель, а поскольку детализация снимков мне довольно таки важна, начинаю посматривать в сторону лишенного АА-фильтра D5300. Но с другой стороны всё совсем не так оптимистично.

Начнём с того, что обычному фотолюбителю, у которого нет ни желания, ни необходимости печатать в формате А2, эти 24 мегапикселя даром не нужны. Более того, несмотря на заметные улучшения в D5200 по всем направлениям, менять на него D5100 не имеет смысла, поскольку D5100 и так достаточно хорош. Фактически ситуация пришла к тому, что вся линейка полуторного кропа в исполнении Никон достигла пика развития. Нет, там есть куда развиваться: например можно ещё в начальные модели впихнуть электронный уровень, добавить датчики ФАФ на матрицу или ещё как-то наконец вырваться из ада нынешней реализации режима LiveView  ну и так далее. Но всё это будут улучшения на уровне 5%, а их актуальность для большинства потребителей крайне сомнительна. У меня складывается впечатление, что выпуском всей этой пачки моделей Nikon может смело поставить точку в развитии кропнутого зеркала. А что дальше? 

А дальше надо решать новые задачи. Начнём с того, что несмотря на наличие потенциальной возможности получить 24-мегапиксельную детализацию, реализовать эту возможность на кропе крайне затруднительно. Прежде всего, не тянет оптика. Единственный объектив разумного ценового диапазона, который в состоянии разрешить такую плотность пикселей - это AF-S 85/1.8G. Практически все остальные объективы и с 16МП справляются с трудом. Особенно, это касается зумов нижнего и среднего ценового диапазона и, надо сказать, что ничего другого Никон под кроп уже давно не выпускает и нет никаких оснований надеяться, что когда либо выпустит. Чтобы хоть как-то смягчить проблему и ответить на кэноновский 18-135, Никон недавно разработал неплохой объектив AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR. У меня есть подозрение, что этим всё и закончится. Почему?

Потому, что не надо быть могучим провидцем, чтобы понять: кропнутому зеркалу приходит конец. Окончательно он настанет не сегодня и не завтра, но через 3-5 лет наверняка. Последний рубеж обороны зеркалок - следящий автофокус, но и ему не устоять, по крайней мере, в сегменте массовой, любительской техники. Пока зеркалки держатся, но причина тому одна: на "планете" беззеркалок царит застой и вялость. Вот уже 2-3 года большинство производителей штампуют модели, похожие друг на друга как две капли. Реального прогресса нет. Однако, недавно случилось нечто, что сильно встряхнуло это сонное царство.

Я имею ввиду выпуск двух моделей полнокадровых беззеркалок Sony. Несомненно, это поставило всех остальных производителей в довольно сложное положение. Fuji и Ricoh (Pentax) уже дали понять, что выпустят что-то в этом классе в течение следующего года -двух. А вот Nikon и Canon хранят гордое молчание. Выпуск Никоном полнокадрового Df явно не является ответом, даже асимметричным. Оба гиганта безнадёжно опоздали на уходящий поезд и это обязательно скажется на расстановке сил в фотоиндустрии. Даже Samsung имеет вполне полноценную беззеркальную систему, в то время попытки и Никон и Кэнон вклиниться на беззеркальный рынок потерпели полный провал. Точнее, у Никона и попытки как таковой не было - по задумке система Nikon 1 и не должна была стать конкурентом даже системе micro43, а занять нишу между топовыми мыльницами и беззеркалками на больших матрицах. Но, походу, маркетологи Никона катастрофически неверно оценили параметры этой ниши. Так чем же так знаменателен выпуск пары довольно дорогих и совсем не карманных аппаратов?

Прежде всего тем, что Сони одним махом оставила позади весь тот ворох проблем и противоречий, который сопровождает беззеркалки на всём их недолгом пока пути. Пусть существующие трудности никуда не делись, но этот решительный шаг отодвинул их в тень. Это как отношение сигнал/шум. Его можно улучшать, снижая шум, а можно - увеличивая сигнал. На мой взгляд, наиболее сильно пострадают от этого Лейка и Кэнон. Потенциальные клиенты первой получат относительно недорогой задник к дальномерным стёклам, а многие кэнонисты - долгожданные 36 мегапикселей. Особых угроз для Никона я тут не вижу, за исключением того, что для желающих перейти на полный кадр теперь появился новый соблазн. И соблазн этот очень и очень велик. Почему?

Всё дело в изменившемся соотношении некоторых важных характеристик. Главная из них - размер и вес камеры, способной давать бескомпромиссное качество картинки. Фактически, мы впервые получили полнокадровую камеру, которую постоянно таскать с собой не слишком обременительно. Плюс к тому - наклонный экран, электронная первая шторка и ещё всякие мелочи. Всё вместе это даёт возможность получать отличное качество картинки, не превращая съёмку в отдельное сложное специальное мероприятие. Честно говоря, я выбрал 24 мегапикселя именно на кропе как раз из-за такого рода проблем. По сравнению с D800 и даже D600, D5200 заметно меньше, легче и позволяет без проблем выбирать сложные ракурсы благодаря подвижному экрану. Однако, ограничивающими факторами тут выступают неспособность оптики отработать такую высокую плотность пикселей и необходимость слишком часто использовать режим LiveView, поскольку микросмаз от хлопка зеркала на 24 мегапикселях стал реальной проблемой. И пока Никон не предпринял никаких адекватных ответных действий, я вижу лично для себя перспективу исключительно в какой либо из полнокадровых беззеркалок Сони.

Комментариев нет:

Отправить комментарий