четверг, 22 апреля 2010 г.

Первые впечатления от объектива Panasonic Lumix G Vario 7-14/4.0 ASPH

Благодаря любезности консультанта со стенда компании ОнЛайн Трейд, мне удалось немного "поиграться" с этим объективом на фотофоруме-2010. Поэтому, речь идёт именно о впечатлениях: полноценный тест в условиях выставочной суеты провести проблематично, по крайней мере для меня. Невозможно не только ответить на все интересующие вопросы, но даже эти вопросы сформулировать. Тем не менее, многое стало понятно.

Для начала - проблемы веса, размеров и прочей неоптической физики. Раньше я считал, что 7-14 - довольно громоздкий и тяжелый объектив. Конечно, на GF1 любая линза, кроме блинчика, смотрится как на корове седло. Вопрос в другом: насколько удобно пользоваться таким комплектом? Оказалось, что вполне удобно. Фактически, 7-14 не намного больше и тяжелее, чем китовый 14-45, так что мои предрассудки быстро развеялись.

Фокусировка у него полностью внутренняя и очень быстрая. Пожалуй, быстрее, чем у 14-45 и 45-200. Заметного шума от работы системы автофокуса я не ощутил. Но на выставке не слишком-то тихо, поэтому окончательные выводы на этот счёт делать рано.

Несмотря на то, что попавший мне в руки экземпляр наверняка уже много повидал на своём веку, каких-то люфтов, потёртостей и прочих дефектов, возникающих от интенсивной эксплуатации, заметно не было. Это значит, что пластик, из которого сделан корпус, достаточно прочный, а конструкция - продуманная.

Поскольку объектив сверхширокоугольный и оснащён несъёмной блендой, об установке каких-либо светофильтров речь не идёт в принципе. Банально отсутствует резьба. На первый взгляд, это жирный минус. Но при более тщательном осмыслении понимаешь, что, во-первых, единственный фильтр, который я бы поставил на объектив с таким широким углом зрения - это градиентник. Во-вторых, чтобы избежать виньетирования, диаметр фильтра должен быть огромен, а это уже противоречит концепции системы. В третьих, требуется, чтобы передняя линза была плоской и лично я против столь грубого вмешательства в оптический дизайн. Так что, как говорится, не очень-то и хотелось.

Ну а теперь - картинки. Все фото сделаны на открытой диафрагме (f4), т.к. условия освещения иного не позволяли, а морочиться со штативом мне не хотелось. Первая сделана на фокусном расстоянии 7мм, вторая - на 14мм и там уже может проявляться небольшая шевелёнка, т.к. выдержка длинная (1/15с), а стабилизатора в объективе нет.

Съёмка производилась в RAW-формате с дальнейшей конвертацией в RawTherapee без всякой коррекции геометрии и "неправильных" цветов. Благодаря этому, можно оценить истинные масштабы дисторсии, виньетирования и хроматических аберраций. Шарпинг применялся, но не сильный, минимально достаточный для адекватного восприятия детализации, которую может обеспечить объектив.

Это полный кадр, снятый на 7мм (14мм ЭФР). По клику можно загрузить полноразмерное изображение.

Центр.Левый верхний угол.

Между центром и краем.Левый край.

Это полный кадр, снятый на 14мм (28мм ЭФР). По клику можно загрузить полноразмерное изображение.

ЦентрЛевый нижний угол.

Между центром и краем.Левый край.

Итак, что мы видим? В широкоугольном положении зума (7мм) наблюдается заметная бочкообразная дисторсия, сравнимая по величине с той, что характерна для китового 14-45 на 14мм. Она имеет довольно незамысловатую конфигурацию и поэтому легко правится программно. В длиннофокусном положении (14мм) дисторсия практически отсутствует и это даёт большое преимущество перед 14-45 на тех же 14мм.

Хроматические аберрации (ХА) отсутствуют в центре и постепенно усиливаются к краям, однако за грань разумного не переходят. Для такого широкоугольного объектива, ХА не просто приемлемые, а, можно сказать, фантастически низкие. На 14мм ХА в центре становятся слегка заметными, но зато уменьшаются к краям, однако полностью не исчезают и делаются сравнимыми с таковыми у 14-45 на 14мм. К сожалению, зависимость ХА от значения диафрагмы мне проследить не удалось, однако не думаю, что при её закрытии картина будет ухудшаться.

Какого-либо виньетирования я выявить не смог, но, опять же, сделанные снимки к тому и не располагали. Нужны фотографии чего-то достаточно яркого и однородного. Например, неба.

Разрешающая способность объектива очень высока. Даже на полностью открытой диафрагме (правда, это всего f4) детализация в центре практически попиксельная. По краю она заметно, но не критически, снижается и лишь в самых углах становится неприемлемой. Учитывая, что увеличение разрешения при закрытии диафрагмы является обычным явлением, можно ожидать совершенно выдающихся результатов в диапазоне f5.6-f8.

Очень порадовала "прозрачность" картинки, даваемой объективом. Никаких паразитных засветок, "зайцев", чёрные участки изображения действительно чёрные, без малейшей вуали. В общем, замечательные показатели контрастности и стойкости к контровому свету.

Резюмируя всё сказанное, можно смело написать, что панасониковский 7-14 - невероятно хороший сверхширик. Едва ли кому-то удастся превзойти его по качеству картинки в обозримом будущем. Увы, цена такого успеха крайне высока и, к сожалению, в самом буквальном смысле.

1 комментарий:

  1. купил 7-14 - если бы не ограничения возможностей матрицы m4/3 то можно было бы печатать формат А2, а так только А3

    ОтветитьУдалить