суббота, 9 апреля 2011 г.

Применение нейтрального фильтра при съёмке ночного города

Любители поснимать вечерние огни, красиво подсвеченные здания, да и просто поклонники романтической атмосферы городского позднего вечера знают массу способов подчеркнуть великолепие тех или иных сюжетов этого богатейшего жанра фотографии.

Некоторые из таких приёмов связаны с применением длинных выдержек. Я имею ввиду не 1 или 5 секунд, а полминуты и более. Это может быть полезно, например, чтобы исключить из кадра проходящих людей или получить красивые треки от фар и габаритных огней проезжающих машин.

Однако, тут нас поджидает одна трудность: света слишком много, особенно в режимное время. Есть два способа преодолеть эту проблему. Первый - максимально закрыть диафрагму, а второй - накрутить нейтрально-серый светофильтр, снижающий световой поток. Вот и рассмотрим эти два метода, а заодно немного потестируем фильтр Samsung ND4 на 43мм.

Итак, первый тридцатисекундный кадр выполнен с упомянутым фильтром ND4 при диафрагме f11. К сожалению, фотоаппарат Samsung NX100 не позволяет установить выдержку длиннее 30с., что, впрочем, сейчас и не требуется. В крайнем случае, при наличии электронного спускового тросика, всегда можно воспользоваться Bulb и отсчитывать время по секундомеру в нижней части экрана. Вычитание темнового кадра при этом отработает также корректно, как и в обычном случае.


Второй снимок сделан без фильтра. Для достижения такой же полминутной выдержки пришлось закрыть диафрагму до f22, что для используемого мной объектива Samsung 20/2.8 является максимумом. То есть уже сразу видно одно из преимуществ нейтрального фильтра: он позволяет преодолеть ограничение, связанное с предельным значением диафрагмы.


Но это ещё не всё. Даже на уменьшенном в разы кадре видно, что детализация изображения при использовании нейтрального светофильтра выше. Если взглянуть на кропы с оригинального изображения, то эта разница будет откровенно бросаться в глаза. Дело в том, что дифракция на лепестках диафрагмы при столь малом отверстии как f22 становится уже очень заметной.

Диафрагма f22, без фильтра Диафрагма f11, фильтр ND4

Другим побочным эффектом дифракции будет образование лучей от точечных источников света, что мы и наблюдаем. Не вдаваясь в суть и особенности явления, скажу лишь, что чем сильнее закрыта диафрагма, тем мощнее лучи. Нейтральный фильтр поможет избежать чрезмерной величины этого эффекта, когда тот противоречит съёмочному замыслу.

Ещё одной крайне неприятной особенностью сильно закрытой диафрагмы является склонность к "проявке" осевшей на матрицу (точнее на фильтр перед ней) пыли. Если на f8-f11 мелкие пылинки, которые труднее всего счищаются, почти незаметны, то на f22 они уже "сияют" во всей красе.

Диафрагма f11 Диафрагма f22

В заключение могу сказать, что установка фильтра Samsung ND4 не приводит к явному падению детализации и не вызывает заметных бликов или снижения контраста, несмотря на полное отсутствие просветляющего покрытия. Каких-то существенных нарушений цветопередачи я также не наблюдаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий